воскресенье, 11 марта 2012 г.

Практика пения "Воскресни, Боже" в Великую Субботу

В большинстве храмов аллилуарий Великой Субботы "Воскресни Боже" поется по нотам Турчанинова П. И., хотя есть уставные расхождения в тексте стихов.
Чтением Апостола завершается погребальный день субботы, и начинается предпразднество Светлого Воскресения. В предчувствии Воскресения аллилуиарий перед Евангелием (Аллилуйа со стихами из Псалрири) заменён в Великую субботу (единственный раз в году) на пение 81 псалма «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех» (Пс.81); во время этого пения священнослужители сменяют великопостные тёмные одеяния на белые.
Из богослужебных указаний: "Аллилуиарий не поется, но чтец произносит вместо «Аллилуиа»: «Глас седьмый», и возглашает (или поет) стихи 81-го псалма: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех»; стих: «Бог ста в сонме богов, посреде же боги разсудит»; стих: «Доколе судите неправду, и лица грешников приемлете?»; стих: «Судите сиру и убогу, смиренна и нища оправдайте»; стих: «Измите нища и убога, из руки грешничи избавите его»; стих: «Да подвижатся вся основания земли. Аз рех: бози есте, и сынове Вышняго вси, вы же яко человецы умираете и яко един от князей падаете». Певцы поют припев: «Воскресни, Боже, суди земли, яко Ты наследиши во всех языцех», к каждому стиху этого псалма."
Почему же у нас в храмах повсеместно звучит песнопение, которое больше похоже на концерт? Разве нет других вариантов?
Вот что я нашла в статье в Википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Турчанинов,_Пётр_Иванович_(протоиерей): "Кроме переложений древних распевов, созданных Турчаниновым и оказавших серьёзное влияние на дальнейшее развитие певческого искусства в России, перу этого автора принадлежит также ряд сочинений в «свободном» стиле. В этой области композитор остается верным канонам «итальянского» периода как в отношении музыкальных приемов, так и в интерпретации богослужебного текста. Автор счел допустимой, например, произвольную замену и сокращение уставных стихов в концерте на слова песнопения Великой Субботы «Воскресни Боже, суди земли». Исполнение этой пьесы столь въелось в богослужебную практику Русской Православной Церкви, что многие священнослужители приходят в замешательство, когда слышат на богослужении это песнопение в изложении другого автора, со стихами, взятыми из Триоди, а не введенными Турчаниновым."
Не хочу показаться хулителем творчества этого величайшего композитора, сделавшего так много для развития церковного пения, ведь есть множество его сочинений и еще больше преложений древних распевов, которые заслуживают уважения. Но... как же поступить, когда в Великую Субботу на хоре 3-4 певца не "самые-самые", а песнопение П. И. Турчанинова требует певческого мастрества? 

На сайте pesnopevec.ru в папке Великий пост я выложила несколько вариантов попроще и без отступления от устава.
Можете высказывать свои мысли по этому поводу.

2 комментария:

  1. Наконец-то кто-то из певчих обратил внимание на "пьесу" Турчанинова. Ведь сейчас многие из тупоголовых прикрываются странным словом "традиция", забывая слова свт.Киприана Карфагенского, что "традиция без истины - застарелое заблуждение".

    Хорошо бы написать об этом небольшой доклад с ссылками и распространить верным чадам РПЦ:)

    ОтветитьУдалить
  2. Очень важные замечания! ...Мы в бытность просто пренебрегли этой "традицией", и никто не пострадал. Певчие не напрягались напрасно, - о чем с их стороны было немало благодарности, а батюшкам не пришлось слушать непонятно зачем звучащий концерт. Просто: чтец, которому не приходилось теперь капитулироваться ввиду подоспевшего трио, читает стихи, (естественным образом завершая чтение Апостола),а хор поет припев, кстати, взятый из нот П.Турчанинова.

    ОтветитьУдалить