(Мф. 15, 7)

уважаемые коллеги!
В помощь регенту
Чтобы увеличить шрифт
Нажмите "Ctrl" и "+"
Чтобы уменьшить шрифт
Нажмите "Ctrl" и "-"

Написать автору

Какой Вы регент?

Рассылки

Услуги

Категорії

Корзина

Достоин ли регент пропитания? А певцы?

П’ятниця Лют 15, 2013

Всем известны слова Спасителя о том, что каждый «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10, 10). А регент и певчие достойны пропитания? Да и вообще, является ли пение трудом? Сегодня я хочу попробовать разобраться в этих неоднозначных вопросах. Олег Шведов в своей книге «Энциклопедия церковной жизни» пишет так: «Стоимость певцов на рынке немалая, поэтому приходы часто бывают заложниками певцов. Единственный выход из такой ситуации — это развитие певческой культуры на приходе. Надо создавать как можно больше певческих групп из детей всех возрастов, приучать их к народному пению, к пониманию богослужебного пения, вовлекать их в богослужение как чтецов, певцов, канонархов. Так подрастет большая группа прихожан, которая потом сможет петь не хуже “профессионального” певца и не будет требовать денег за распеваемые слова: “Пою Богу моему, дондеже есмь”1».

Так должны ли певцы требовать плату за пение? Но прежде чем рассмотреть этот вопрос, давайте выясним является ли пение трудом?

В. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка»  определяет слово «труд» так: «Труд — работа, занятие, усилие, дело; всё, что требует усилий, старанья и заботы; всякое напряженье телесных и умственных сил; всё, что утомляет».

О. Шведов в вышеуказанной энциклопедии пишет так: «Современный русский язык предлагает нам три слова (понятия) для обозначения как будто бы одного и того же явления — труд, работа, дело. Мы часто употребляем эти слова как совершенно равнозначные, хотя если посмотреть на корневой смысл каждого из них, то не скроется их истинное значение — трудность, рабство и деятельность, что совершенно не одно и то же.

“Этимологический словарь русского языка” (Фасмер М. — М.: Прогресс, 1987) говорит, что в древнерусском языке слово “труд” обозначало такой ряд явлений, как рвение, забота, страдание, скорбь. Западнославянские языки включают в этот ряд — хлопоты, тяжесть, досаду. Древнеисландский язык добавляет — испытание, беду, искушение. И, наконец, латинский — “толкать, теснить”»2.

Любой хорист знает, что церковное пение является трудным, здесь присутствуют и забота, и скорби, и хлопоты, и испытания, и искушения. О клиросных искушениях читайте в статье Татьяны Ивашковой «Православие и современность: заметки церковной певчей, или клиросные искушения» здесь.

Пение является и работой. Вернусь опять же к О. Шведову: «“Работа” — это, собственно говоря, и есть рабство, то есть вынужденное служение (физическое и духовное) кому-либо или чему-либо (Богу, иному человеку, себе, своему рту, истукану, вымыслу и т.  п.). Труд очень скоро становится работой — так наряду с тяготой появляется и зависимость, то есть обязательства перед другим человеком»3.

«Высшее же дело людей — прославлять Творца своего, благоговеть и возносить жертву хвалы. Все другие дела из этого исходят и этим питаются, а ежели не так, то они злы и делами именоваться не могут. Будем помнить, что дело Христово столь же трудно, сколь и опасно в этом мире — апостол Епафродит “за дело Христово был близок к смерти, подвергая опасности жизнь...” (Флп. 2, 30).

Имеем страшное прещение за небрежение к делам Господним — “Проклят, кто дело Господне делает небрежно...” (Иер. 48, 10). Заветы апостольские веровать во Иисуса Христа — это дело Божие, осуществимое в человеке».4

Итак, из приведенных определений видно, что пение в церкви является и трудом, и работой, и делом. А значит должно и вознаграждаться соответственно. Но почему же так много сомневающихся в этом? И ладно еще, когда это люди далекие от Церкви, которые вообще восстают против Церкви в целом и священства в частности. Но ведь таких немало и в среде тех, которые постоянно ходят в храм, среди священства, да и сами певчие, нередко считают  постыдным брать плату за свой труд, считая это вынужденной мерой. Тот же Олег Шведов (священник и преподаватель Московской Духовной Академии) считает, что хористы должны петь бесплатно, что якобы зазорно брать плату за пение (смотри первую цитату — 2-й абзац статьи). Сплошь и рядом по храмам певцы поют «во славу Божию» и это считается нормой. Да и регентская зарплата далека от того, чтобы обеспечить достойное пропитание. Нередко и регент вынужден думать о дополнительных формах заработка.

Должны ли хористы петь бесплатно? Зазорно ли брать плату за пение?

Давайте попробуем взглянуть на этот вопрос, обратившись к истории, для начала — к библейской.

Во Второзаконии говорится о том, что Господь избрал одно из колен Израилевых — левитов на служение Себе. «Потому нет левиту части и удела с братьями его: Сам Господь есть удел его, как говорил ему Господь, Бог твой» (Втор. 10, 9) и «Священникам левитам, всему колену Левиину, не будет части и удела с Израилем: они должны питаться жертвами Господа и Его частью; удела же не будет ему между братьями его: Сам Господь удел его, как говорил Он ему» (Втор. 18, 1-2). И в книге Неемии: «И обязались мы каждый год приносить в дом Господень начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со всякого дерева; также приводить в дом Бога нашего к священникам, служащим в доме Бога нашего, первенцев из сыновей наших и из скота нашего, как написано в законе, и первородное от крупного и мелкого скота нашего. И начатки из молотого хлеба нашего и приношений наших, и плодов со всякого дерева, вина и масла мы будем доставлять священникам в кладовые при доме Бога нашего и десятину с земли нашей левитам. Они, левиты, будут брать десятину во всех городах, где у нас земледелие. При левитах, когда они будут брать левитскую десятину, будет находиться священник, сын Аарона, чтобы левиты десятину из своих десятин отвозили в дом Бога нашего в комнаты, отделенные для кладовой, потому что в эти комнаты как сыны Израилевы, так и левиты должны доставлять приносимое в дар: хлеб, вино и масло. Там священные сосуды, и служащие священники, и привратники, и певцы. И мы не оставим дома Бога нашего» (Неем. 10, 35-39).

Как видим, на заре организации церковного пения Богом установлено, что певцы служат только Богу и никаким другим трудом не занимаются, а живут как и священники с десятины, которая приносится всем народом в храм. Единственно, что в отличие от священников, левиты должны были с получаемой ими части, отдавать десятину священникам.

Но так было в Ветхом Завете. В христианской же Церкви ситуация изменилась. По свидетельству писателя I века, Филона иудея: «христиане во время бдений своих, все возстав, разделялись на два лика посреди храмины, мужи с мужами, жены с женами, и на обоих ликах был свой искусный запевала; потом они пели Богу песни, состоящие из разных стихов, то поодиночке, то попеременно, с различными припевами». То есть в первые века христианства, не было как таковых церковных певцов, а пело всё собрание верующих. Но хочется напомнить, что первые христиане еще имели и дар языков, то есть могли разговаривать на разных языках, специально этому не учившись. А также, что в первые века христианства происходит только становление новозаветного пения равно как и христианского Богослужения. Тогда еще не было того обилия песнопений, которое появилось на несколько веков позже.

Миланский эдикт (313 г.) святого императора Константина Великого превратил христианство из религии гонимой в религию общедозволенную. А немного позже, при императоре Феодосии (379-395) она стает официальной и государственной. Именно в эту эпоху происходит усовершенствование богослужения и богослужебного пения, которое начинает принимать в это время всё более сложные формы. По-видимому, простому народу было уже не под силу стройно и благолепно исполнять некоторые части богослужения; поэтому в некоторых церквах, уже в начале установления чина литургии учреждаются отдельные певцы (псалты), обязанные выполнять богослужебное пение. Певцы стали поставляться в свое служение малым посвящением и особой молитвой. В отличие от поющего народа они представляли собой некую организацию со своим начальством и подчинением.5

В IV веке начинают возникать певческие школы. При больших церквах составляются многочисленные певческие хоры. В Софийском храме Константинополя при императоре Юстиниане по штату было положено состоять 25 певцам, с которыми разделяли эту должность 100 отдельных чтецов. Достоверно неизвестно платилось ли в то время содержание певцам и в каком размере, но мне кажется, что слова «по штату» как раз указывают на то, что певцы содержались при Софийском храме, то есть получали содержание из церковной казны.

Григорий Двоеслов — Папа Римский (590-604) чтобы обеспечить  судьбу введенной им системы церковного пения, названного впоследствии григорианским, основал большую школу близ Рима (Schola Cantorum), которая являлась одновременно и хором, и учебным заведением. В ней обучались музыке и пению дети бедных родителей. Они получали здесь содержание из церковных сумм. Школа, устроенная Григорием, в свое время пользовалась большой известностью и по  ее образцу были построены другие в меньших городах. Каноническое пение, введенное Григорием, несмотря на свою строгость и однозвучность, на отсутствие модуляций, было до такой степени трудно для изучения и исполнения, что самые трудолюбивые и способные ученики его школы, за десять лет едва усваивали правила этого пения.

Хочу обратить Ваше внимание, что получали содержание из церковных сумм не за то, что пели, а за то, что обучались церковному пению на протяжении многих лет.

Начиная с Крещения Руси в 988 г. постепенно развивается Богослужебное пение Русской Православной Церкви. Однако, о первом периоде истории русского богослужебного пения мы имеем очень скудные данные. В. М. Металлов пишет, что с «царицей» Анной (дочь византийского императора Романа II, ставшая супругой Великого Князя Владимира) прибыл в Киев целый штат греческих клириков и греческих певцов («клирос»), который назывался «Царицыным хором».

Далее мы не находим никаких данных о содержании певцов вплоть до основания хора Государевых певчих дьяков при Великом Князе Василии III (1505—1533), сыне Иоанна III (1462—1505). Положение государевых певчих дьяков было обеспеченным; они получали от царя жалование деньгами и натурой: продуктами, одеждою, материей. Государевы певчие дьяки, бывали переорганизовываемы, переименованы в течение последующих столетий и просуществовали как церковный хор Государей более 400 лет, вплоть до 1917-го года, когда при советской власти прекратилась их церковно-певческая деятельность.

При учреждении патриаршества в 1589-м году был учрежден патриарший двор по образцу царского двора; подобно корпорации государевых певчих дьяков по её образцу была учреждена корпорация Патриарших дьяков и поддьяков, подчиненных не светской, а духовной власти — патриарху. Содержались патриаршие певчие дьяки за счет патриаршей казны и получали годовое жалованье, кроме того их жаловал и царь. Хор патриарших певчих дьяков просуществовал 328 лет, и лишь в 1917-м году он перестал существовать как церковный хор.

В XVI-XVII веке церковному пению как обязательному  общеобразовательному предмету учатся дети всех сословий «начиная с грамотного земледельца и восходя к первому боярину и самому царю». Такое обучение церковному пению, наравне с общей грамотой, уменьем читать и писать, причем чтение проходилось по богослужебным книгам, было необходимо, так  как в богослужебном пении принимали участие и цари, и вообще многие «предстоящие и молящиеся», а группы певцов исполняли то, чего не могли исполнять «предстоящие и молящиеся».

Как видим, певцы получали содержание (жалованье). Но во всех ли храмах? Какой был размер подобного жалованья? Остается неизвестным, история об этом замалчивает, поскольку даже сведения о самом церковном пении очень скудны.

В конце XIX века положение регентов и певчих было тяжелым и зависело от старосты и настоятеля храма, от их общей и церковной культурности. Случалось, что малокультурный, но властный староста из богатых членов прихода в общем щедро заботился о храме своего прихода, жертвовал на его благолепие, но смотрел на «нанятого» им регента почти как на своего слугу, который обязан был равняться по его, старосты, вкусу. При этом подобные старосты не считались ни с чем. И если почему-либо такой староста бывал регентом недоволен, то он просто-напросто отказывал ему, не считаясь ни с положением самого регента, ни с нуждами или положением хора, и на место «прогнанного» регента договаривал нового, более ему подходящего.

Для многих старост имели значение только доходы церкви. Далеко не все из них понимали, что хорошее пение привлекает молящихся, в особенности, если в других церквах города пение хорошо. Случалось, что прижимистый староста требовал от профессионального хора, чтобы он пел бесплатно, и отказал хору только потому, что певцы-профессионалы — церковные хористы — не могли на это согласиться. Бестактности некоторых старост и игнорирование ими прав певчих на вознаграждение привели даже к настоящим забастовкам церковных хоров, причем профессиональные хоры прекращали «работу» во время самого богослужения. Одна из таких забастовок церковного хора была вызвана тем, что церковный староста не хотел выплатить хору заслуженный хором гонорар и требовал, чтобы хор пел дополнительные службы без гонорара.

Для обсуждения общественных вопросов в области церковного пения и улучшения правового и материального положения профессиональных церковных хоровых певцов, а также для урегулирования положения церковных регентов, их взаимоотношений со старостой прихода — «работодателем» и с хористами, — с наступлением XX века стали время от времени устраиваться в разных городах России съезды регентов и церковно-хоровых деятелей. С благотворительной целью возникали общества для помощи церковным хористам и союзы церковных хористов. Эти общества и союзы принимали меры к предотвращению и устранению злоупотреблений в отношении церковных хористов. особенно же в отношении мальчиков-певчих.

Общества взаимопомощи церковных певчих стали оказывать помощь больным или оказавшимся почему-либо неработоспособными членам-певчим церковных хоров и находились в контакте с наблюдательным над церковными хорами Москвы комитетом.

Какая она зарплата регента и хористов?

Размеры гонорара, получаемого регентами небольших приходских хоров в разных местах России в начале XX века, позволяют до некоторой степени судить о положении регентов частных приходских хоров. Как масштаб можно взять жалованье учителя сельской школы; оно в рассматриваемое время выражалось в сумме 30 рублей в месяц при готовой квартире. В селе такой суммы было совершенно достаточно. Чтобы судить об этом, приведем здесь цены на продукты в селе в хлебородных губерниях. Так, пуд ржаной муки (приблизительно 20 килограммов) стоил 1 рубль; 10 яиц — 5-7 копеек и т. д. Конечно, в городах цены были выше. Но при готовой квартире на 30 рублей в месяц одному можно было вполне прожить; в большом городе это было уже трудновато.

Что касается гонорара певчих, то он был очень различен. Певчие мальчики в частных хорах, не имевших для мальчиков-певчих общежитий, и которые рекрутировались из церковно-приходских или городских школ или не получали вовсе никакого гонорара за пение в хоре, или же получали весьма различный гонорар — от 50 копеек до  5 рублей в месяц.

Средства для содержания хора собирались посредством тарелочного сбора в храме. Деньги передавались старосте, который вел им учет и периодически рассчитывался с регентом. Иногда церковный приход добавлял к сбору из других сумм приходского бюджета или же тарелочный сбор служил дополнением к определенному месячному гонорару хора; к гарантированному минимуму прибавлялась еще собранная за богослужением сумма. Сумма эта колебалась в зависимости от  разных факторов: в праздники, а особенно в Великий Пост, сбор этот бывал больше, в обыкновенные воскресные дни — меньше. Немалое значение при этом имело и качество хора, и его репертуар — насколько он соответствовал вкусу щедрых жертвователей.

Известный дополнительный доход для певчих, не поддающийся сколько-нибудь регулярному учету, доставляло некоторым хорам славленье у наиболее почетных прихожан в день Рождества Христова и Пасхи. Весь хор или части его посещали, иногда со священником, иногда и без него, дома некоторых прихожан, пели тропарь и кондак праздника и еще какое-нибудь песнопение, например какой-нибудь концерт, или вообще что-нибудь, любимое хозяином дома и подходящее к празднику. Заканчивалось такое славленье многолетием. Хозяин одаривал певчих деньгами, а в некоторых домах предлагалось еще небольшое угощение со своего стола.

О тогдашнем положении певчих читайте также статью из журнала «Хоровое и регентское дело» (1909 год) «Доля певчих» .

Но всё же для большей ясности давайте попробуем выяснить размер зарплаты в переводе на теперешние цены: ржаная мука в настоящее время стоит 5-10 гривен за килограмм, десяток яиц 7-12 гривен. Таким образом, если регент получал зарплату 30 гривен, а пуд (20 кг) ржаной муки стоил рубль (5 коп. за кг), то на свою зарплату он мог купить 600 кг муки и 428-600 десятков яиц. Если мы умножим настоящие цены на это количество, то получаем от 3000 до 7000 гривен (или от 375 до 875 долларов). Зарплата же певчих была, как видим, мизерной от 50 копеек до 5 рублей, то есть в переводе на наши цены 70-1200 гривен в месяц.

На просторах Интернета довелось увидеть договор прихода с регентом от 1964 г. Зарплата регента в нем равняется 150 рублей. Для сравнения: медицинская сестра без стажа получала в то время 80 рублей, учитель средней школы 90-120 рублей, цены на мясо — 2 рубля, масло — 2,5 рубля, хлеб — 0,13-0,28 рубля (за 400-500 г). В перерасчете на наши цены получаем приблизительно такой же размер зарплаты регента от 3000 до 5000 гривен. В комментарии к нему приводится зарплата певчего в размере 60 рублей (приблизительно 1200 — 2000 гривен).

О теперешних размерах регентской зарплаты и зарплаты хористов вы можете узнать на различных форумах, это проблема в Интернете поднимается уже не первый раз. Мне лично известны зарплаты регентов от 500 до 3000 гривен. Слышала так же, что бывают варианты, когда регент получает оклад в размере 1000 гривен и дополнительно, как певчий за каждый выход. Хористам обычно платят 50-100 гривен за выход. В московских храмах ставка регента 1000—1500 рублей за выход считается небольшой. Хористам платят ставку от 500 до 800 рублей. Зарплаты очень разнятся в разных городах и приходах, и не всегда зависят от материальных возможностей прихода, очень часто от отношения настоятеля к пению в целом, и к хористам в частности.

Предлагаю также ознакомиться с статьей Алёны Семёновой на эту же тему: «На клиросе пою как могу... поблагодарите меня за это, а не ругайте...».

Относительно же самого термина зарплаты хочу опять процитировать О. Шведова: «То, что называется заработной платой в учреждениях, организациях и предприятиях, в религиозных учреждениях часто называлось жалованьем. Поскольку доходы религиозных учреждений имеют жертвенное происхождение, то никто не может претендовать на “собственную” долю от жертвы — она вся целиком принадлежит Богу. ...Церковь может пожаловать милостью своего труженика и одарить его частью из того, что составляло жертву в её материальном виде.

Приходскому Совету Храма во имя Преображения Господня приходилось отстаивать эту идею в реальном планировании затрат на оплату труда служащих Храма. Приходилось убеждать работников в том, что в Церкви никто никому не должен, никто не смеет просить “своего”, но должен довольствоваться той долей, которую Церковь может выделить для оплаты труда так, чтобы не страдало всякое иное внутрицерковное дело.

Этот “утопизм” был мало понятен моим сотрудникам, и поэтому почти все требовали не “жалованья”, а “заработной платы”. Тот, кто требует заработанного, требует справедливого, тем самым заявляет о своем рабстве социальным условиям бытия, но не о рабстве Богу"6.

В предлагаемой таблице Соотношения родов занятий штатного персонала в приходских учреждениях и доли участия в фонде оплаты труда О. Шведов определяет жалованье регента в размере 50% от жалованья настоятеля, а жалованье певчих на 12-15% меньше от жалованья регента.

В любом случае, если для регента и для хористов работа в храме является основным местом работы, то заработная плата не должна быть меньше законодательно установленной минимальной заработной платы, которая в Украине, согласно Закона Украины Про Государственный бюджет Украины на 2013 год, составляет 1147 гривен или 6,88 гривен за 1 час работы. Хотя, учитывая тот факт, что регент в Украинском классификаторе профессий относится к разряду специалистов, зарплата должна быть всё-таки выше, чем минимальная.

Тем не менее, приходится констатировать тот факт, что в сельских приходах нередко даже настоятелю зарплата оплачивается на уровне минимальной. В таких случаях приходится оформлять регента на 0,5 или 0,75 ставки. В любом случае величина зарплаты всегда оценивается по двум параметрам — соотношение платы за труды и времени потраченного на этот труд.

А если поем бесплатно?

Я сама, до того как стала регентом пела бесплатно на протяжение четырех лет. В хоре, которым я управляла, все певцы тоже пели и поют бесплатно. ?Без сомнения «трудящийся достоин проипитания» (Мф. 10, 10), но финансовое положение многих приходов (особенно сельских) таково, что очень часто едва ли хватает на минимальную зарплату священнику да еще двум-трем членам притча, которые работают почти без выходных. Мне известен случай, что один священник,  которому приходилось кроме священнического служения еще и работать в местной школе (истопником или охранником) чтобы как-то прокормить семью, не выдержав такого финансового положения, вообще принебрег священническим саном. Да, печальный факт, с одной стороны достойный осуждения, но, как говорится, что в самоубийстве виноват не только тот, кто наложил на себя руки, но и те, кто довели его до такого состояния. Поэтому, поди знай, как бы сам поступил, оказавшись в подобной ситуации. С одной стороны в настоящее время открывается всё больше и больше приходов Русской Православной Церкви, но с другой стороны, люди, подающие прошение Архиерею об открытии нового прихода порой совсем не думают о том хватит ли у них денежных средств содержать приход, да и не каждый Архиерей, когда дает свое благословение на учреждение нового прихода, вникает в подобные вопросы.

Здесь можно привести слова апостола Павла: «Разве не знаете, что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования. Но я не пользовался ничем таковым» (1 Кор. 9, 10). Но нужно не забывать, что апостол Павел был девственником, а не семейным человеком.

Нужно сказать, что если приходится петь бесплатно, то это ни в коем случае не снимает ответственности за качество пения. Так как христианин любое дело должен делать со старанием, а тем более дело Божие каковым является пение в храме. И халатность проявляемая  в том, что пою как хочу и прихожу когда хочу (я не имею в виду случаи, когда человек действительно не может прийти, потому что не получается отпросится с работы или по другим причинам), расценивается как личный грех каждого.

В утешение для тех, кто поет бесплатно, хочется привести примеры из Афонского Патерика о небесной награде певчих за их труд. Таких примеров мы встречаем несколько:

1. В житии преподобного Иоанна Кукузеля (1 октября): «С той поры Иоанн остался спокоен, — выстроил себе келлию с церковию во имя Архангелов и, уединяясь там шесть дней, в воскресенье и другие праздники приходил в собор, становился в правый клирос и умилительно пел, в числе других певцов. Раз, таким образом, пропевши в субботу акафист, после бдения, он сел в форму, — так называются братския седалища, — напротив иконы Богоматери, пред которою читался акафист, и тонкий сон упокоил утомившияся его чувства. “Радуся Иоанн!”, — вдруг произнес кроткий голос. Иоанн смотрит... В сияниии небеснаго света стояла пред ним Богоматерь. — “Пой и не переставай петь, — продолжала она, — Я за это не оставлю тебя”.

При этих словах, Богоматерь положила в руку Иоанна червонец и стала невидима. Потрясенный чувством невыразимой радости, Иоанн проснулся и видит, что действительно в правой его руке лежит червонец (златница). Слезы искренней признательности потекли из очей певца: он заплакал и благословил неизреченую милость и благословение к нему Царицы небесной. Червонец был привешен к Богоматерней иконе, пред которою пел Иоанн и удостоился явления небеснаго, и поразительные чудеса совершались от иконы и от самой  златницы. С тех пор Иоанн усерднее прежняго начал проходить клиросное свое послушание».

2. Житие преподобного Григория, доместика великой церкви (1 октября): «В лавре святого Афанасия просиял также высоким  своим житием и благоговейнейший певец и доместик, преподобный Григорий. Он особенно известен по следующему славному, чудесному событию, которому удостоился быть причастным. — Святейший вселенский патриарх Каллист I, во дни игуменства в лавре преподобнейшего Иакова Прикана, определил на литургиях Василия Великого, во время диптихов (на задостойнике), петь: “О Тебе радуется...”, но преемник его, святейший Филофей, отменил постановление своего предшественника, повелев петь: “Достойно есть”, как кратчайшее. От этого в церкви родилось некоторое недоумение. Раз, накануне Светов (Богоявления), Григорий александрийский повелел сему доместику Григорию петь: “О Тебе радуется”, — но державшиеся стороны Филофея противились сему: однакож, Григорий александрийский настоял, и доместик пропел: “О Тебе радуется...” После бдения, совершавшагося на сей великий праздник, легкий сон, в несколько времени, смежил очи утомившегося певца Григория, и — о чудо! — он видит перед собою Владычицу мира, которая говорит ему: “Приими воздаяние за твое пение, доместиче! — много благодарю тебя за твою песнь в честь Мою”. Сказав это, Она дала ему златницу, которая тогда же была повешена на святой иконе Богородицы, в сей святой лавре. С этого времени (XIV век), Церковь определила — на литургиях Василия Великого и на навечериях петь: “О Тебе радуется”».

3. И в житии преподобного Афанасия (июль): «Был некто Матфей. Раз, во время утрени, вдруг открылись очи души его, и он видит, что в церковь вошла некая жена, облеченная небесною славою и честию, с двумя в белых, как свет, одеждах юношами, из которых один держал горящую свечу и освещал ей путь, идя пред нею как раб, а другой следовал за нею, и оба относились к ней с великим благоговением. Когда эти необыкновенные посетители стали осматривать всех присутствующих в церкви, чудная та жена, разделяла всей братии дары: — тем, которые были на клиросах, она давала каждому по золотой монете, стоящим внутри храма — по 12-ти серебряных монет, а находившимся в притворе — по 6-ти серебренников всякому; некоторым же из братий дала даже по 6-ти золотых монет. Сам же благоговейный Матфей получил лишь 6 серебряных монет, ибо и он стоял в притворе. Лишь только кончилось это видение, он тотчас пошел на клирос, возвестил о нем отцу своему и просил у него позволения поместиться в лике поющих. Преподобный (Афанасий) признал это видение истинным, объяснив притом, что получившие по 6-ти милиарисиев благоговейнее прочих, и за то, по святым и богатым своим помыслам, которыми занимались во время службы, они получили и богатое вознаграждение. А что касается до того, что благоговейный и добродетельный Матфей получил дар наравне с нерадивыми, то это сделано с целию, чтобы он, получив награжение высшее, не возгордился и не вознерадел, но, приняв маленький дар, пребывал в смиренномудрии и старался еще более возрастать в добродетелях».

Вот в принципе и всё. Статья получилась обширная, благодарю за проявленное внимание. Выводы каждый может сделать свои, а я приведу здесь, сделанные мной:

Если бы положение хористов было таким как левитов в ветхозаветной Церкви, и хористы были заняты только пением во время богослужения да подготовкой к богослужению, и могли бы себе позволить жить только за счет жалованья получаемого от прихода, то наши бы храмы украсились бы дивным ангельским пением, а регенты бы не терзали себя вопросами когда успеть выучить что-то новое (круг изменяемых песнопений довольно велик и очень часто на спевках перед очередной службой приходится просто хотя бы раз пройти то, что пели в прошлом году, потому что учить, так как это должно, просто некогда). Но об этом можем только помечтать. Реалии жизни другие. Поэтому...

Если вы человек, далекий от Церкви, то какое вам дело до зарплаты священника и прочих людей, служащих в храме — не с ваших денег они её получают, еще и налоги платят. Поэтому нечего осуждать. Лучше тогда уже осуждать депутатов — они ведь зарплату получаются за счет налогов, которые платит каждый.

Если вы человек православный, являющийся прихожанином храма, то прежде чем осуждать священника или певчих, подумайте: платите ли вы десятину на содержание прихода? О десятине подробнее можете прочитать здесь.

Если вы настоятель храма, то подумайте: «В самом ли деле у вас нет финансовых возможностей содержать хор или повысить зарплату хористам? Или возможности есть, но приоритеты другие — ремонт, роспись... Всё же, хорошо пропеть службу может и трио хористов, и их содержание обойдется не так уж дорого. Соизмеряйте получаемую хористами зарплату с ценами, а не только с прочими зарплатами (ведь они сейчас в основном у всех близки к минимальной и, не для кого не секрет, что законодательно установленный прожиточный минимум далек от фактического прожиточного минимума. Для тех кто незнаком с потребительской корзиной —  предлагаю ознакомиться)».

Если вы регент, то отстаиваете перед своим настоятелем права ваших хористов. Если нет возможности ежемесячно платить зарплату и хор поет бесплатно, то попросите у настоятеля вознаграждения для ваших певцов хотя бы к празднику Пасхи (или Пасхи и престольного праздника).

Если вы хористы, то помните, что ответственность на вас лежит большая в любом случае, и если вам она не под силу, лучше честно отказаться. Если вы получаете плату за свой труд, то благодарите Бога, и не забывайте платить десятину, если плата маленькая, то по возможности защищайте свои права перед настоятелем, но делайте это с уважением к священническому сану. Если все же приходится петь бесплатно, то приходится только ожидать награды небесной, которая нам всем очень-очень нужна.

Вот такие выводы сделала я. Буду очень рада, если вы найдете время поделиться своими выводами в комментариях. С нетерпением жду.



1   Москва «Ковчег», 2003, стр. 279. 2  Там же, стр. 25. 3  Там же, стр. 30. 4  Там же, стр. 51. 5 Здесь и далее использованы данные приведенные Б. Б. Лебедевым в книге «История богослужебного пения. Учебное пособие», Полтавская епархия, г. Комсомольск, 2004 г. 6 Энциклопедия церковной жизни, стр. 393.

18 комментариев »

Юлия:

спасибо большое,  очень интересно, информативно, разложено по полочкам.

краду в закладки:):):):)

автору респект!

[Ответить]

Елена Анатольина в ответ:

Юлия! Приветствую Вас на блоге «В помощь регенту» и поздравляю Вас с первым комментарием. Жаль, что не успела подготовить обещанный подарок. Очень приятно знать, что статья была интересной — не зря старалась.

[Ответить]

20 Лютого, 2013 | 9:38 pm
Андрей:

да, действительно интересная статья, как и пока новый для меня сайт. Спасибо!

[Ответить]

3 Травня, 2013 | 12:39 am
Serge:

Что сказать... Статья написанная Вами весьма правдиво отражает status quo. Улыбнула чеканная формулировка о.Олега о бесплатном пении, сам он по-видимому преподает и служит за идею. А вообще Вам, не хуже чем мне известны финансовые бесчиния отдельно взятых настоятелей, вкупе с карманными церковными советами и «откатанными» архиереями. Беда в том, что случаи эти не единичны, а превалирующи. Пою в Церкви 1989 года,и поверьте — ВСЕ ПОПЫ ЭКОНОМЯТ НА ПЕВЧИХ, даже на весьма небедных приходах, а тех, кто платит деньги на которые можно существовать, не бегая по трем работам — ЕДИНИЦЫ... Как-то в начале 2000-х заикнулись вместе с регентом хоть о минимальном повышении жалования, в ответ — разгоню хор и поставлю четырех бабулек, хай скрипят!.. Ладно, спасибо, благословите-простите и т.д. И когда какой-нибудь младостарец, едва вышедший из семинарии начинает рассуждать об алчности певчих, о том что мы — наемники а не делатели, лично у меня этот бред не вызывает уже никаких эмоций, даже отрицательных ибо не от большого ума сии глаголы. Знаю одного — приехал на приход, глаза горят, 6-ти часовые службы закатывал... Сейчас — четыре машины, и перевод в налик квартир, завещанных экзальтированными прихожанками... Перехватили в общем бизнес у свидетелей иеговых))) Ну а правильные слова с амвона говорить — это хоть сто порций, поучать — не мешки таскать. Вы абсолютно правы, говоря о Небесной Награде, без которой теряется весь смысл нашей доксологической деятельности, ведь наше пение, Богу, собственно ни к чему — Там поют Ангелы, и наше комариное пищание никогда и близко не сравнится с Их Воспеванием Творца. Но когда многократными обещаниями отделываются, лишь бы не дать кусок хлеба — девальвируется сам смысл высоких слов, делая их чем-то расхожим, далеким и непонятным для большинства певчих, большая часть которых — люди, как Вы правильно подметили, — семейные и обременены земными заботами.

З.Ы. Все вышесказанное — всего лишь моя точка зрения на процессы, затронутые Вами в статье. С уважением, Serge.

[Ответить]

Елена Анатольина в ответ:

Сергей! Благодарю за комментарий! Совершенно с Вами согласна. Именно поэтому и решила написать столь подробную статью. Ведь если хористы должны постоянно думать на какие средства жить, то понятно — они не будут, при всем своем даже большом желании, тратить много времени на репитиции. Результат: мозги хористов во время богослужения постоянно заняты мыслями о том как бы правильно попасть в ноты и прочесть слова (хорошо если еще на хоре имеется достаточное количество экземпляров нот и текста, а то бывают еще ряд ошибок вызванных элементарным «не увидел». Ни о какой молитве и речи быть не может. А как известно молитвенное настроение певчих передается и всем стоящим в храме. Поэтому как говорил первый президент Украины Леонид Кравчук «Маємо, що маємо».

И ладно еще когда приход бедный, и настоятель сам постоянно в поисках «хлеба насущного», а в остальных случаях — действительно обидно. А что касается народного хора, то на просторах интернета уже давно появилась басня о жадных настоятеля и любительских «хорах».

[Ответить]

Serge в ответ:

Елена! Последняя репа в нашем хоре была перед Пасхой 2012, дуем напамять практически все. Причем далеко не обиход, а довольно сложные песни, Кедрова-отца например. Беда в том что наша квалификация никому не нужна. Даже гастарбайтеров клиросных не станет батёк приглашать на Двунадесятые — как споют так и споют. Пофигизм полный... Ладно, наверху разберутся, кто служил, а кто Крестом на джип зарабатывал. Два слова Людмиле — Вам действительно так важно благословение Вашего настоятеля, ну который с павлинами на воротах?

[Ответить]

Александр в ответ:

Согласен, я работал регентом на разных приходах с 1987 года. Всегда бедствовал финансово, даже в отпуск 25 лет не пускали, хоронили близких без меня родственники, мать тоже не видел 25 лет, ставили на четверть ставки — пенсия естественно не предвидится. нагрузка ежедневная семья и дети меня не видели все годы. У детей выходные суббота и воскресение что абсолютно не реально для меня. Образование имею дирижёрско хоровое, певчие не оплачивались никогда, поют в основном бабушки. Пение соответственное.

[Ответить]

25 Червня, 2013 | 4:03 pm
Людмила:

Как все это, к сожалению, верно. Я много лет пела во славу Божию. Приход бедный. Это было как раз в 90-е годы. Да и опыта было совсем мало. Не претендовала ни на что, лишь бы на клиросе терпели. Но прошло много лет. Сама теперь регент. Батюшка новый, молодой. Храм наш разрушенный востановил. О чем мы даже мечтать и не смели. И ни о какой плате даже не заикались. Храм восстанавливался очень интенсивно. Кругом нужны деньги. Параллельно строил и себе дом. Тоже понятно, жить где-то надо. Машину хорошую купил. Тоже понятно, семья, разъезды по делам. Но когда он купил белый джип, тут я сломалась... О стройке своего дома я уже молчу. Там одни ворота с золотыми павлинами чего стоят. В общем возмутилась я, правда не перед батюшкой, потому как не посмела бы, а перед певчими. Но батюшке в уши вложили. Стал он мне тайком давать в руку когда 25, а когда и меньше. А когда на праздник гостей много, то может и вовсе забыть. Тогда как мальчик-пономарь строго за каждую службу получал по 40 гривен. Да плюс внутриклиросные проблемы, в которые батюшка как настоятель не хочет вмешиваться. Разбирайся , мол, сама. Хор хорошо звучит и Аминь! Хочу уйти в другой храм. Просто певчей. Я об этом мечтаю. И не за деньгами. Хочется мира в душе. Но не могу никак решиться, а четкого благословения на это не надеюсь получить. Что делать? И есть ли на этот счет какие-либо правила в Уставе. Очень надеюсь получить ответ.

[Ответить]

Елена Анатольина в ответ:

Людмила, благодарю за комментарий. Да, ситуация у Вас в принципе типичная, но у каждого она переживается своей личной болью. И главная проблема, к сожалению, заключается в нас самих: мы не умеем, когда нужно отстаивать свои права, права своих подчиненных — хористов, мы, как правило, терпим до последнего и еще чуть-чуть, а потом еще чуточку. И всё боимся сказать то, что нужно сказать. Почему? Потому, что нас никто этому не научил. Терпеть научили, а вот выражать свои чувства, отстаивать свои права — не научили. Лично я никогда в Уставе не встречала никаких правил, которые бы возбраняли регенту уйти на другой приход. А вот забота о правильном и благоговейном чтении и пении в храме входит в обязанности настоятеля согласно Устава.

Прежде чем уходить в другой храм — взвесьте все «за» и «против». Уход в другой храм не гарантирует мира в душе, даже если быть просто певчей. Прежде всего нужно поговорить с настоятелем, а для этого нужно сначала договориться о конкретном дне и времени беседы. Желательно письменно подготовить все вопросы, которые Вам необходимо обсудить с настоятелем. Так же заранее подумайте возможные варианты ответов на Ваши вопросы. Какие компромиссы для Вас приемлемы? На какие условия Вы могли бы согласиться? Вся беда состоит в том, что регентом Вы работаете, а документы не оформлены, поэтому и прав никаких нет — одни обязанности, которые Вы сами на себя взяли, хотя и по благословению настоятеля.

[Ответить]

16 Вересня, 2013 | 12:25 pm
Serge:

Здравствуйте всем! Прошел почти год, Елена, как Ваши дела? У нас полный капец — идеи бизнеса живут и торжествуют, + постоянная грызня между певчими за место под солнцем и количество служб (денег, то есть). Насколько это забодало — настолько же хочется свободы от ежедневного елея Клубка Целующихся Змей. Пишите жду. Сергей.

[Ответить]

23 Червня, 2014 | 8:20 pm
Галина Васильевна:

С праздником, Елена Анатольевна и все регенты и певчие! С каким? у нас — 10-летие Никольского храма, у вас, может, свой, но такая сегодня была радость! все ссоры забылись, а приехавшие нежданные и доставившие радость нам батюшки издалека, но любимые, которые как-то не смогли служить при новом архиерее или еще по каким причинам, — мы их и не чаяли видеть, и поэтому на их приветствия : «Христос воскресе!» радостно и звонче обычного воспели: «Воистину воскресе!» за статью очень вам благодарна, потому что тоже учусь терпеть, петь хочется для Бога, а всякие «но» досаждают... редкие же подарки от Него и от святителя нашего Николая утешают. Здравия вам и спасения! такие мудрые советы почерпнула, спасиБо!

[Ответить]

5 Липня, 2014 | 5:17 am
Татьяна:

Апостольское Правило 59.

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивающий брата своего.

Аристен. Священник, не оказывающий благотворения нуждающемуся клирику, отлучается. А остающийся не милостивым и после сего извергается. Ясно.

Зонара. Церковное имущество писание называет имуществом бедных. И должно раздавать оное бедным. Если же предстоятели церквей должны удовлетворять других нуждающихся, сколько возможно; то, сколько более должны удовлетворять подчиненных им клириков, находящихся в бедности? Не исполняющий сего отлучается; а и после того остающийся неисправимым извергается; потому что через это сделается убийцею брата.

Эти слова справедливы для тех клирошан, для кого это единственный источник доходов и кто поет все будничные службы в храме и не имеет светской работы. Что это по-настоящему Ангельский труд могут понять лишь те, кто его совершает. Матушка нас поддерживала словами, что всем певцам помогают на службе Ангелы, они за нас поют. Иначе как объяснить, что получая единственную плату — порицания и от настоятеля и от прихожан, певчие безропотно несут свое послушание и продолжают быть гласом взывающим ко Господу. Кто вкусил этого хлеба небесного, этой Ангельской пищи, не захочет от этого отказаться, потому что горечь обид покрывается молитвой. Ищите прежде Царствия Небесного, сказал Христос, и всё остальное приложится вам, в том числе и плата певчим.

[Ответить]

27 Лютого, 2015 | 1:40 pm
Евгений:

Я опять же не нашел ответ на мой вопрос.

Вы написали — В утешение для тех кто поет бесплатно... я думаю сейчас приведут пример, где Бог давал понять, что надо петь и прославлять Его бесплатно. И что брать деньги за то, что я пою — Господи помилуй, то есть за молитву — подло. Так как Господь нам столько дает, жизнь, здоровье, возможность жить вечно с Ним в Раю, а мы за служение Ему берет ничтожные деньги. А где же вера, в то, что за жертву ради Его имени, он нам воздаст в 1000 больше, чем мы можем потерять???

Но вы привели пример где Богоматерь давала деньги за пение. Тогда уж тем более хористы прочитав сей пример, скажут — Ну если и сама Богоматерь давала деньги, то почему же и нам на брать плату за пение в хоре?

Тогда как человек захочет подражать святым и кому? Если все приведенные вами святые, получали деньги?

Я могу понять атеистов, в хорах. А с ними я знаком. С них спрос совсем другой. Они ходят как на концерт. Сегодня поют на сцене, а завтра в Церкви. Церковь для них как очередной зал или сцена.

Но как же с верующими. Для которых Бог-Все. Жизни Подателю... А мы на столько мелочные, что за молитву, как за подвиг ради веры, как за добродетель и жертву, берем деньги.

В принципе статья хорошая. Но она, не хочу сказать лицемерная — но двойственная. Типа — брать деньги — ничего страшного, и не брать — то же самое. И то и то хорошо. И Богу служить, и Маммоне — оказывается можно одновременно. Таково мое впечатление. Конкретики нет.

[Ответить]

admin в ответ:

Евгений, статья вовсе нелицемерная и не двойственная, как Вы пишите. Главная мысль статьи заключается в том, что брать деньги за пение вовсе не страшно, каждый человек достоин пропитания, страшно, если человек добывает себе пропитание незаконным путем: обманом, воровством, грабежом, ростовщичеством и прочими средствами, что называется «неправедным приобретением». Поэтому Богом было установлено со времен Ветхого Завета, а именно со времени переселения иудеев в землю обетованную, при разделе земли все колена Израильские получили в удел землю, кроме Левиина колена. Левиты должны были служить в храме и кормить их должны были все прочие 12 колен, отдавая деситину от всего дохода, от урожая зерна, плодов, овощей, от шерсти, от стад. В Новом Завете лишь было подтверждено это установление. Но, учитывая тот факт, что многие приходы только восстанавливаются, что настоятелю порой не просто найти спонсора, чтобы хотя бы крышу залатать, а большинство прихожан о десятине едва ли слышали, а платят так и вообще единицы, то совершенно очевидно, что многие хористы вынуждены петь во славу Божию. Последствия такого пения очевидны: не получается посещать все богослужения, которые совершаются в храме, собрать на спевки полный состав, также не получается, поэтому о благолепия пения говорить не приходится. Но хористы вовсе не обязаны петь бесплатно. Чаще всего это их добровольный шаг, обычно размышляют при этом так: «Я много лет в храм вообще не ходил, да и сейчас грехов хватает, десятину тоже не плачу, так буду хотя бы что-то делать по силе для храма, ну, например, петь».

По Вашей же логике, Евгений, получается, что брать деньги за пение грешно. Но тогда и священники должны в храме служить бесплатно — ведь их служение — это и есть молитва. Тогда за какие средства они будут жить? Или будут ходить на работу в других учреждениях и там получать зарплату, а в свободное время заниматься богослужением? Да, мы знаем, что хотя, Христос и заповедовал апостолам кормиться от своих чад, но апостол Павел, например, старался ни у кого ничего не брать, а благовествовать безвозмедно, зарабатывая себе на жизнь шитьем палаток. Также известен пример архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого), который будучи архиереем, продолжал работать хирургом. Но это ведь исключения из правила, которые всего лишь подтверждают наличие правила, а не отменяют его.

Каждый сам для себя решает, как заработать себе спасение души (хотя это настолько великий дар, что его невозможно заслужить никакими трудами, и все мы надеемся лишь на милость Божью) бесплатным пением, или же милостыней, или же борьбой со своими грехами, или же всем вместе по чуть-чуть. А работа Маммоне — это совсем о другом, это о том, когда человек целью своей жизни видит только постоянно увеличение богатства. Человека же который не заботится о своем пропитании сочтут скорее всего безумным или как раньше это называли — тунеядцем. А это — тоже грех.

[Ответить]

Евгений в ответ:

Интересно почему все, и в частности Вы используете именно этот стих -"Трудящийся достоин пропитания", в качестве ответа?

Вы сами написали, что Ап. Павел зарабатывал шитьем палаток. Вот и ответ. Служение Богу — бесплатно, а «...трудящийся достоин пропитания» — это о труде своими руками, на работе, а не в храме петь. Вот о каком труде говорил Павел. А не от служения нашему Отцу брать деньги.

Ведь мы не требуем денег от матери, когда говорим ей — Спасибо за вкусный обед. А за слова — «Благодарю Господи» в храме-мы почему-то должны брать деньги. И не стыдно?

А почему не вспоминаете слова — «То что даром получили, даром и отдавайте?»

Ведь мы получили ДАРОМ от Бога талант петь, но «возвращая» его Богу, то есть прославляя Его, Его же даром (талантом), мы требуем деньги. Не эгоизм случайно?

Вы написали — что и священники должны служить бесплатно, иначе на какие деньги они будут существовать?

Так все сие ДАВНООО сказано, показано и дано в пример будущим священникам, в Библии. Святая десятина. Все Апостолы платили десятину.

Да, Вы правы, что многие из прихожан не слышали о десятине. Как говорят — каков поп таков приход. Что ему мешает учить народ? А что мешает народу самому взять Библию и прочитать? Главное о том, через какое плечо свечку передавать знают, и какому Святому о болезнях почек молиться тоже знают. А слова Бога нашего в глаза не видели. Но суть не в том.

Пусть священники введут Святую десятину, и все встанет на свои места. И забудут они как брать деньги за крещение, бракосочетание и т. д. Одна симония.

Бог даром нам дал ВСЕ, и мы ДАРОМ должны отдавать, и Ему и людям.

Мы получили знания о Христе даром? Получили. Вот и отдавать его, мы должны другим людям даром. То есть проповедовать.

Священники получили благодать ДАРОМ благословлять и бракосочетать людей? Да. Тогда пусть и не берут деньги. Бог им дал Святаго Духа, Благодать, Совершать Таинства, а они продают Благодать за деньги. Вам сии моменты ничего из Библии не напоминают?

Вы написали, что работа Маммоне — когда человек целью своей жизни видит ТОЛЬКО постоянное увеличение богатства — Тут вы не правы. Иисус сказал, что не возможно служить Богу и Маммоне. (там стоит союз «И») То есть, который пытается служить и Тому и другому, а не ТОЛьКО одному Маммоне как Вы указали.

Так что можно быть и священником и примерными мирянином, и пытаться служить Маммоне.

И еще с чем не согласен.

Вы пишете.

«Человека же который не заботится о своем пропитании сочтут скорее всего безумным или как раньше это называли — тунеядцем.»

Вы называете человека не заботившегося о пропитании — тунеядцем.

А Иисус Христос, говорит прямо противоположное Вам.

Мф.6:25 «Посему говорю вам: НЕ ЗАБОТЬТЕСЬ для души вашей, что вам ЕСТЬ и что пить, ни для тела вашего, во что одеться.»

Какое мне дело за кого меня мирские люди сочтут? Мы не от мира сего. 1Кор. 3:19

«Ибо мудрость мира сего есть безумие пред Богом...»

Так что Ваши слова меркнут пред Словом Нашего Отца.

Прежде же ищите Царствия Божия,,, и не заботьтесь о еде и питье, все сие нам даст Господь. На Него надо рассчитывать.

1Петра. 5:7 «Все ЗАБОТы ваши возложите на Него, ибо Он печется о вас.»

Нигде Бог нас не призывает заботится о еде, одежде и питье. А Вы говорите, что такой человек тунеядец.

Вы уж простите, просто я сам давно не могу решить сей вопрос. И совесть очень терзает. А ответ ОДИН не могу получить. Один священник — «Не бери ни в коем случаем». Другой — Можешь и брать, мы же берем. А кому верить-то???

А Истина-то одна. У Бога нет двух мнений. Или Правда или ложь, или Убивать или не убивать. Или блуд-или чистота. Нету такого-"аааа можно и так и так."

Спаси нас всех Христос!!!

Славу Возсылаем: Отцу и Сыну и Святому Духу.

Аминь.

[Ответить]

admin в ответ:

Евгений, видимо Вы не совсем внимательно читали статью, раз у Вас остались неясности.

«Трудящийся достоин пропитания» сказано Христом своим ученикам не о работе, а о деле евангельской проповеди. В статье я писала, что в Ветхом завете было отделено колено Левита на служение Богу. Этому колену не была дана в удел земля, если не считать 10 городов в разных коленах, которые принадлежали левитам. Левиты должны были полностью себя посвятить служению Богу, а питаться должны были от десятины, которую должны были платить все колены Израилевы. То есть от десятины питались не только священники, потомки Аарона, а все левиты, и певцы, и сторожа, и служащие при храме. Но левиты из своей доли должны были также отделять десятину непосредственно священникам. Это установление позволяло им всё свое время посвящать служению Богу.

Приводя в пример ап. Павла, я говорила о том, что это исключение, ведь за других апостолов не говорится о том, что они ничего не брали от учеников и жили своими трудами. Также стоит заметить, что ап. Павел был девственником, а значит у него не было семьи. Думается, не стоит объяснять, что отдельно взятому человеку для пропитания требуется на много меньше, чем для семьи.

Священное Писание неоднозначно, иначе не было бы столько сект. Поэтому пытаясь понять Слово Божие, мы обращаемся к толкованию св. отцов. Можете посмотреть как они толкуют приведенные Вами стихи здесь и здесь.

Что касается лично Вас, то здесь дело Вашей совести. Хотите петь бесплатно, пойте во славу Божию. Ведь мы и сами десятину не всегда платим, так хоть потрудимся во славу Божию. А если берете плату за пение, то — не испытывайте никакого чувства вины по этому поводу, так как это установление Божие. Тем более недопустимо бегать из одного храма в другой, потому что там платят больше — вот это как раз будет служение маммоне. А, вообще-то, все недоумения относительно духовной жизни нужно решать со своим духовным отцом.

serge в ответ:

Евгению.

Надеюсь, Вы православный человек? А то как то резануло слух Ваше «Иисус сказал...» и пространная ода десятине, любимая тема апологетов баптизма. Если Ваш доход достаточен для достойного существования — можете преспокойно забыть о 300-500 рублях за службу, и гордо взирать на нас, нищету бюджетную, нуждающихся даже в такой ничтожной сумме для поддержания штанов. Елена права на все 100%, и не Вам нас осуждать.

19 Грудня, 2015 | 1:10 pm
Екатерина:

Самое важное не указано! Апостольские правила- это каноны Церкви!

Во-первых чтецы, псаломщик и певцы являются ЦЕРКОВНОслужителями и входят в состав клира как и пресвитеры, диаконы, епископы.

Далее:

Правило 41.

Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением. Если драгоценные человеческие души ему вверены быть должны, то кольми паче о деньгах заповедать должно, чтобы он всем распоряжался по своей власти, и требующим чрез пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим, и со всяким благоговением; так же (если потребно) и сам заимствовал на необходимые нужды свои и странноприемлемых братий, да не терпят недостатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил: да ДА СЛУЖАЩИИ АЛТАРЮ, ОТ АЛТАРЯ ПИТАЕТСЯ (здесь про всех служащих говорится); так же и воин никогда не подъемлет оружия на врага на своем пропитании.

Правило 59.

Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, некоему от клира нуждающемуся не подает потребного: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивающий брата своего.

??? Токование Зонары. Церковное имущество писание называет имуществом бедных. И должно раздавать оное бедным. Если же предстоятели церквей должны удовлетворять других нуждающихся, сколько возможно; то сколько более должны удовлетворять подчиненных им клириков, находящихся в бедности? Не исполняющий сего отлучается; а и после того остающийся неисправимым извергается; потому что через это сделается убийцею брата. Ибо если кто умрет вследствие того, что не имеет необходимого для жизни, то имеющий, но не заботившийся о нем, конечно, есть убийца, и даже в том случае, если нуждавшийся не умер, потому что Божественный Промысел подал ему необходимое для жизни из другого какого-нибудь места. (та самая вторая работа на которой клирики ищут пропитания из-за алчности «некоторых»)

Исходя даже из этого выглядит бредовым идея работать за бесплатно. Не говоря уже о человеческом разуме. Если уж очень хочется пусть сами и их дети питаются воздухом и энергией Солнца и лечатся уринотеропией (мочой) за одно и питаться будут.

На самом деле это просто паразиты нашей Церкви, которых нужно отлучать.

Когда такое начинают предлагать напоминает секту с ее рабами. Не доверяйте фарисеям, не все священники попадут в Рай, далеко не все!

[Ответить]

13 Січня, 2017 | 8:21 pm
Оставить комментарий

Comment