Брак честен
Брак есть Таинство, в котором при свободном перед священником и Церковью обещании женихом и невестой взаимной их супружеской верности благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия для благословенного рождения и христианского воспитания детей.
На то, что брак есть Таинство, указывают слова Апостола Павла: оставит человек отца своего и матерь, и прилепится к жене своей, и будета два в плоть едину (и будут двое одна плоть). Тайна сия велика есть: аз же глаголю во Христа и во Церковь (
Следует заметить, что изначально не было особого чина венчания. Люди, желающие вступить в брак, просили на это благословение епископа, и если они не состояли в родстве и не имели каких-либо других препятствий к браку, то получали благословение. Второбрачные или впавшие в блуд до брака отлучались от причастия на несколько лет.
Позднее нравы стали падать и для того, чтобы как-то поощрить, сохранивших целомудрие до брака, поставить их в пример, на них стали при бракосочетании надевать венцы – венчать. Венцы свидетельствовали как о чистоте жизни жениха и невесты, так и о том, что они сделаются князьями своего рода – родоначальниками. Но металлические венцы появились намного позже, поначалу это были лавровые венцы. Еще позже был изложен чин венчания второбрачных – вдовцов. В нём уже не было венцов, как и белого одеяния невесты, а в чине венчания включены особые покаянные молитвы.
Спустя время появилось новое толкование, что венцы, надеваемые во время венчания – это прообраз Небесных венцов. Значение венцов как награды за чистоту жизни до брака стало постепенно забываться, в результате начали венчать венцами и тех, кто утратил целомудрие.
Но сам чин и смысл венчания остались и не изменяются. Во время венчания брачующимся преподается особое благословение, особая благодать, которую нужно принять с благоговением. Потому не стоит возлагать брачные венцы тем, кто не задумывается о венцах Небесных. Опасно играть в «красивый обряд», грешить самим, и вводит в грех священника, ничего хорошего от такого отношения к Таинству Брака ожидать не стоит.
Если же кто хочет истинного Божьего благословения на свою семью, то пусть готовится к браку, храня непорочно и православную веру, и целомудрие души и тела.
Без благословения Бога, без освящения Им брака, все поздравления и добрые пожелания друзей будут пустым звуком. Без Его ежедневного благословения семейной жизни даже самая нежная и истинная любовь не сумеет дать всё, что нужно жаждущему сердцу. Без благословения Неба вся красота, радость, ценность семейной жизни может быть в любой момент разрушена.
Брак –это Божественный обряд. Это самая тесная и самая святая связь на земле.
Брак – это соединение двух половинок в единое целое. Две жизни связаны вместе в такой тесный союз, что это больше уже не две жизни, а одна. Каждый до конца своей жизни несёт священную ответственность за счастье и высшее благо другого.
Жизнь слишком коротка, чтобы тратить её на борьбу и ссоры, особенно в священном кругу семьи.
В христианском доме должна жить любовь. Он должен быть местом молитвы. Именно в молитве мы черпаем благодать, нужную нам, чтобы сделать наш дом светлым, добрым, чистым.
Святая Царица-Мученица Александра Феодоровна
Почему, вступая в брак, надо ориентировать себя на всю жизнь?
Бог Единый. Крещение едино. Мать у каждого одна и отец один, двух матерей, двух отцов быть не может. И чтобы не получалось так, что у наших детей отец – это один человек, а муж матери – другой, заповедал Бог, чтобы жена была у каждого одна, и попустил лишь редкие исключения из этого закона.
Причина же сего в том, что и Бога, и жену (мужа) нужно хотя бы когда-нибудь научиться любить. А для этого средство одно – верность. Верность же предполагает единственность, то есть «на всю жизнь».
Наслаждайся жизнью с женой, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои, потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих (
Вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем (если же разведется, то должна оставаться безбрачною или примириться с мужем своим), и мужу не оставлять жены своей (
Мед источают уста жены чужой, и мягче елея речь ее, но последствия от нее горьки, как полынь, остры, как меч обоюдоострый; ноги ее нисходят к смерти, стопы ее достигают преисподней. (
В идеале в браке не должно быть никакого насилия одного над другой (или наоборот) и во всем взаимное согласие и готовность к уступкам. Об этом так пишет о. Александр Ельчанинов:
«Ни мужчина, ни тем более женщина не имеют в браке друг перед другом абсолютной власти. Насилие над волей другого, хотя бы во имя любви, убивает саму любовь; а тогда вопрос: надо ли подчиняться такому насилию, если в нем опасность для самого дорогого? Бесконечное количество несчастных браков именно оттого, что каждая сторона считает себя собственником того, кого любит. Почти все трудности брака — отсюда. Величайшая мудрость брака — дать полную свободу тому, кого любишь: брак наш земной — подобие брака небесного (Христос и Церковь), а там полная свобода».
Все мы эти слова читали, и неоднократно, но на практике зачастую не так легко сохранить брак. Брак созданный по любви, между православными людьми, венчанный. И тем не менее, даже такие браки распадаются. Если и не доходят до официального развода, то зачастую являются просто сожительством, так как единства нет. Но почему же? Ведь так хотелось. Разве об этом мы мечтали в день свадьбы?
Проблема заключается в том, что очень трудно выстроить правильные отношения в семье. Свобода? Что это такое? Как правильно понимать? Ведь любовь — это жертвенность. Да. Жертвенность. Вот здесь и ключ: каждый вольный жертвовать собой во имя любви, но не вправе требовать жертвенности от другого — ваш любимый свободен. Когда-то давно в одной книжке (кажется, «Что посоветуете батюшка?») я прочитала такое объяснение свободы (привожу по памяти):
«Человек спрашивает священника: Для чего Господь создал нас свободными, если Он всеведущий и знал, что человек не устоит в добре?
Ответ священника: Бог создал нас по любви, Он — Сам есть Любовь и хотел чтобы и Его творения свободно любили Его. Представьте себе, что Вы владеете техникой зомбирования и загипнотизировали своих детей, чтобы они любили Вас. Будет ли Вам приятна такая любовь? Дети Вас обнимают, целуют, слушаются беспрекословно, но Вы знаете, что Вы сами запрограммировали их на подобное поведение».
Сложность семейной жизни заключается в том, что мы не умеем сами правильно любить и правильно принимать любовь. Да, мы любим, но каждый по своему. Муж и жена изначально люди разные, но через любовь должны прийти к единству. Иначе, неминуемо прелюбодеяние. Митрополит Антоний Сурожский в своей книге «Брак и семья» так пишет: «Прелюбодеяние не начинается в момент, когда телесный грех совершается. Прелюбодеяние совершается тогда, когда душа отворачивается от любимого и обращается на что бы то ни было, что находится вокруг».
Старец Алексий Зосимовский одной паре только что поженившихся супругов желал следующее: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир, вы будете счастливы».
Но как же хранить этот мир душевный, если нужно сделать вот так, а супруг делает совсем по-другому, да и еще и мне претензии предъявляет, что я не так делаю.
Во-первых, каждый человек считает себя правым. Так кто же прав? Прав тот, кто свят. В семейной жизни важно не доказывать свою правоту, а научится понимать правоту другого.
Во-вторых, как пишет старец Паисий Александрийский: «Необходимое условие для образования крепкой христианской семьи — найти будущим супругам хорошего духовника. Духовник будет играть роль третейского судьи, следя за тем, чтобы в семье не возникало ссор. Когда супруги не найдут между собой согласия, то они пойдут к духовнику, надеясь на Бога. Иначе же семья разрушается: вмешиваются родители жены, родители мужа — и все вместе стараются настоять на своем и губят семью. Когда же супруги согласятся иметь духовного руководителя, тогда в семье не будет таких запутанных ситуаций.
Чтобы супружеская чета шла вперед, ей нужно иметь общего духовника, ибо тот подобен плотнику, желающему подогнать две доски: срубив наросты, он строгает доски, выравнивает их и потом соединяет между собой».
Во-третьих, необходимо понимать любовь другого и свою любовь дарить так, чтобы её приняли и поняли как любовь. А для того этого необходимо супругам постоянно советоваться. Недаром на свадьбах желают: «Совет вам да любовь». Причем совет в первую очередь, любовь во вторую.
В-четвертых, необходимо постоянно учиться строить счастливую семью, любить, молиться о счастье брака, ведь брак — это чудо на земле.
Ведь как сказал протоиерей Андрей Ткачев: «Создать нормальную семью, выстроить внутри нее здоровые и правильные отношения, жить своей семьей как крестом и одновременно утешением — это задача и труд для нынешней эпохи. Труд, сопоставимый со столпничеством или иным подвижничеством минувших эпох.»
Сейчас на просторах Интернета появилось не мало книг и авторских тренингов, помогающих наладить семейные отношения.
Я рекомендую следующие:
Священник Анатолий Гармаев «Психопатический круг в семье»
Множество книг о православной семье
Чепмен Г. «Пять языков любви»
Джон Грей «Мужчины с Марса, женщины с Венеры».
Интернет-тренинг Яны Катаевой
Другой интересный интернет-тренинг Яны Катаевой поможет Вам создать по-настоящему дружную семью. Он так и называется:
И еще один интересный интернет-практикум Яны Катаевой с характерным названием
Специальный тренинг Дарьи Федоровой «
P. S. Но нужно не забывать, что каждый автор выражает свое мнение, а мнения людей очень сильно зависят от их мировоззрения. Поэтому нам, как православным, необходимо отделять пшеницу от плевел, и собирать только лучшие зёрна. Надеюсь, что Вы знаете о том, что йога и медитации, так сильно афишируемые в наше время, не имеют к православию никакого отношения. Почему? Читайте