(Святитель Иоанн Златоуст. Из Беседы на 41-й псалом)

уважаемые коллеги!
В помощь регенту
Чтобы увеличить шрифт
Нажмите "Ctrl" и "+"
Чтобы уменьшить шрифт
Нажмите "Ctrl" и "-"

Написать автору

Какой Вы регент?

Рассылки

Услуги

Категорії

Корзина

Буквоедство или творческий подход при соблюдении Устава

Четвер Лип 4, 2013

Один мой знакомый любит повторять фразу: «Есть правда, есть неправда, а есть статистика». Для тех, кто не знаком со статистикой, поясню: сначала реальные статистические показатели анализируются, а потом в зависимости от того, на чем нужно акцентировать внимание, цифры уменьшаются или увеличиваются. К чему я про статистику? Просто решила её использовать в данной статье как аллегорию.

Для уставщиков и регентов, самостоятельно выполняющих функции уставщика, не секрет, что  при отправлении богослужений приходится руководствоваться с одной стороны Церковным Уставом, зафиксированном в Типиконе, а с другой стороны, современной литургической практикой, учитывая к тому же пресловутое «аще изволит настоятель».

Тема соблюдения Устава неоднократно поднимается в церковных кругах. И все единогласно отмечают, что соблюдение предписаний Типикона в полном объеме является задачей невыполнимой в современных условиях. Хотя, думаю, вам небезынтересно узнать об опыте практической осуществимости всего устава всенощного бдения. Лично у меня после прочтения данной статьи возникло желание тоже побывать на подобной всенощной. Думаю, что подобное же желание могло возникнуть у многих, прочитавших эту статью. Однако, это желание можно расценивать скорее как любопытство. И скорее всего, не так уж много найдется тех, кто хотел бы всегда подобным образом отправлять всенощное бдение.

Таким образом, сокращения и уклонения от Устава неизбежны. Но, несмотря на это у нас нет какого-нибудь сокращенного Типикона. Так как же правильно сокращать? На помощь приходят ежегодно издаваемые Богослужебные указания для священно-церковнослужителей (публикуемые также на сайте Московской Патриархии). Я же на своем сайте сделала для вашего удобства ссылку на богослужебные указания (в шапке сайта).

В богослужебных указаниях очень часто делаются оговорки о встречающихся расхождениях Типикона и других богослужебных книг, на разные мнения известных литургистов (В. Розанова, А. Сахарова и др.) относительно правильности отправления отдельных моментов богослужений, а также на общепринятую современную традицию.

На практике же каждый приход имеет свою сложившуюся «традицию сокращений», где-то больше, где-то меньше, но сокращают все. Одни священники и регенты стараются максимально точно следовать букве закона; другие очень пренебрежительно относятся к предписаниям Устава (или просто не знают его, хотя, это еще больше указывает на пренебрежительное отношение. Кто же мешает узнать?); третьи «мечутся» то так, то сяк,  водворяя у себя на приходе традиции то одного, то другого прихода; четвертые пытаются разобраться какие сокращения и отклонения допустимы, а какие нет.

Лично я себя отношу к последним и хочу с вами поделиться некоторыми заметками на эту тему.

Относительно буквоедства я нашла вот такой пример:

«Известен рассказ о строгом уставщике иеромонахе Варфоломее из Площанской пустыни Орловской губернии (до 1917 г.), который мог заметить чтецу: «Ты прочел Господи, помилуй 38 раз. Дочитай еще два раза.» И архиепископ Афанасий Сахаров, к авторитету которого мы неоднократно будем обращаться и который может быть нашим учителем в любви к Уставу и знании его, по поводу этого рассказа замечает: «Это не придирка. Великая молитва должна быть совершаема с великим вниманием, с точным соблюдением Устава: точное до йоты выполнение Устава – это не буквоедство, а ревность – за послушание не нарушить ни на йоту установленного Церковью. Неверный в малом может ли быть верен в великом?»

Но не только подчинение и послушание проявляются в исполнении Устава. От самой глубокой древности и до наших дней мы слышим различные свидетельства о необыкновенной мудрости Устава церковного и той красоте, которая является в исполнении его. Приведу вам слова еще одного человека, которого уж никак невозможно заподозрить в буквоедстве и мелочности – слова о. Павла Флоренского, сказанные в частной беседе: "Только тогда, когда прочтешь Господи, помилуй 12 раз, где это положено, или 40 раз, где это указано по Уставу, не больше и не меньше – только тогда почувствуешь сладость этой молитвы.» (Источник: «Важность изучения Церковного Устава»).

Очень рекомендую полностью ознакомиться с приведенной статьей. Я же хочу здесь привести еще один отрывок из данной статьи, касающийся нашей темы:

«Итак, четкие и ясные предписания, церковный канон. Что же, этот канон не оставляет места никакому церковному творчеству, не предусматривает никакого участия человека? Церковный канон является не цепью, сковывающей творца, но пространством для творчества. Определяя свои каноны, Церковь говорит человеку: «Вот пределы, вот ограда церковная – в ней твори и творчество твое будет церковным, воцерковленным.»  Здесь не насилие, а свобода.

Где же подтверждение этого? Может быть, это только домыслы людей, отравленных новейшей историей, новейшим восприятием и человека, и его творчества? Нужно надеяться, что это не так! В чем же это выражается? Прежде всего в церковном прославлении, канонизации песнотворцев, творцов церковных гимнов. Их очень много. Назовем лишь самых известных: Романа Сладкопевца, Иоанна Дамаскина, Иосифа песнопевца. Но, открыв книги, мы увидим творения и не святых, которые, однако, приняты к церковному употреблению. Оказывается, все люди могут внести свою лепту в создание православного богослужения, и их скудные труды и немощные усилия приемлет и благословляет Церковь. Примеры такого отношения к Уставу мы видим и во времени, более близком к нам.

Вообще выполнение Устава, всех его предписаний не может не быть творческим. Оно связано с очень многими проблемами, рожденными историей Типикона. Выполнить Устав формально совершенно невозможно, подход к нему каждый раз должен быть только творческим, тут прямолинейно действовать нельзя. Но это творчество должно быть плодом очень усердного, внимательного и любовного изучения Устава – только поняв его логику, можно затем с этой логикой подходить к различным проблемам. В этом смысле для нас может быть примером владыка Афанасий Сахаров. Для знакомства с духом богослужебного Устава можно порекомендовать его замечательную книгу «Поминовение усопших по Уставу Православной Церкви.» Очень узкая и ограниченная тема, но, развивая ее, на этой теме Владыка явил пример пламенной любви к Уставу и глубокого проникновения в его смысл. Способом этого проникновения он считал внимание к самым мелким и формальным предписаниям Устава. Например, есть в его книге такое место – он сетует на то, что православные даже кутью неправильно готовят. Кутью украшают всякими конфетками, мармеладом или еще чем-то, а на самом деле кутья – это пшеница, облитая медом, украшенная различными «сладкими овощми,» т.е. изюмом и т.п. Вот так, говорит он, нужно готовить кутью. Что же это такое? Неужели мелочность и буквоедство? Казалось бы, какая разница, как готовить кутью? А Владыке дорого это предписание. Он был величайшим знатоком Устава и автором службы Русским святым. И служба эта удивительна, так как написана кровью сердца.

Кроме того, Владыка Афанасий явил нам примеры, если можно так сказать, нарушения Устава: как нужно нарушать Устав. На первый взгляд, это выглядит странно, но наша жизнь такова, что мы не можем обойтись без нарушения Устава. Как же его нужно нарушать? Кромсать вдоль и поперек? Без разбора выбрасывать все, что не нравится и непонятно? Нет, не так. Нарушение Устава возможно только в духе Устава. Допустимо Устав деликатно сократить – таковы условия нашей жизни. Владыка Афанасий явился автором идеи изменения Устава чтения Псалтири для сельских храмов, в которых богослужения совершаются не каждый день. По Уставу Православной Церкви в обычное время, т.е. не во время Великого поста, за седмицу Псалтирь прочитывается вся целиком, начиная с воскресного богослужения в субботу вечером, когда поется Блажен муж (1-я кафизма) и до конца седмицы. Но в некоторых сельских храмах служба была только по субботам и воскресеньям, и получалось, что каждый раз на воскресной утрени читают одни и те же кафизмы (2-ю и 3-ю). Владыка счел, что это «буква,» но не дух, потому что не прочитывается Псалтирь, все время читается одно и то же, и он сказал: «Читайте не 2-ю и 3-ю, а всю Псалтирь подряд. В одну неделю 2-ю и 3-ю, в следующую – 4-ю и 5-ю и т.д...» Таким образом, Псалтирь прочтется не за неделю, а за более длительный срок, но это и будет исполнением Устава не в его букве, а в его духе, чтобы мы могли помолиться вместе с псалмопевцем, чтобы услышали всю Псалтирь. Вот для нас маленький пример того, каким может быть нарушение Устава.

Надо сказать, что нарушение Устава бывает не только по нашей немощи и нерадению, оно является нашей судьбой. От нас это уже не зависит, изменить это уже не в наших силах. И само содержание книги «Типикон» чрезвычайно проблематично по своему составу и объему. Начав изучать его, мы обнаруживаем противоречия (мелкие, разумеется), несогласованности, обнаруживаем, что для многих частей богослужения нет ясного предписания, как их выполнять. Эта причина родила две крайности в отношении к Уставу, Одна позиция – охранительная: ревностное и последовательное выполнение буквы Устава. По какой бы причине, в какое бы время, по какому бы историческому случаю ни вошло в Устав то или иное предписание, оно для сторонников этой позиции является непреложным законом. Другой, не менее уродливой позицией, является безразличие к Уставу, плоды которого мы сегодня вкушаем. Безразличие рождает многочисленные и бестактные по отношению к Уставу нарушения. Оно оставляет от богослужения некую схему без наполнения, например: нужно спеть псалом – мы споем один стих, нужно спеть 10 стихир – мы споем 3. Так сказать, по каждому пункту отметимся, и все. Есть и более ужасные проявления безразличия к Уставу, сокращение объема богослужения – это еще самое невинное.» (Там же).

В преддверии праздника Рождества Иоанна Предтечи хочу поделиться с вами вариантом отклонения от Устава  регента и руководителя Московских Православных регентских курсов Евгения Кустовского. По Церковному Уставу, канон на утрене в течение всего года, за исключением только Страстной и Пасхальной седмиц, должен соединяться с пением стихов библейских пророческих песен. К сожалению, это уставное требование ныне почти совсем забыто. Пророческие песни у нас стихословятся только в будничные дни Святой Четыредесятницы, а во всё остальное время года тропари канона вместо стихов пророческих песней предваряются обычными молебными припевами. Между тем, библейские стихи 9-й песни канона прославляют как раз рождении Пророка и Предтечи Господня Иоанна «И ты отроча, пророк Вышняго наречешися: предыдеши бо пред лицем Господним уготовати пути Его». Евгений Кустовский на страницах ЖЖ в прошлом году сделал следующую заметку: «Как и прежде (уже много лет), в сегодняшней всенощной под Рождество Иоанна Предтечи, я спел 9-ю песню канона с библейскими стихами. Жаль, что эта замечательная песня пророка Захарии в современной практике вообще исчезла из службы, наряду с другими пророческими песнями. Но в сегодняшней без нее как-то совсем неуютно. Все равно, что праздник Сретения без „Ныне отпущаеши...“ Пишу, просто чтобы поделиться. Вдруг, кого-то и зацепит...» (Источник: «И ты, отроча, пророк Вышняго наречешися...»).

Встречалась мне как-то его же заметка относительно ирмосов канона празднику Сретения Господня (ссылку, к сожалению, не могу найти). В Ирмологии празднику Сретению кроме ирмосов «Сушу глубородительную землю...» есть еще ирмосы «Оземленивый море жезлом...». В Минеи же есть только один канон празднику Сретения с ирмосами «Сушу глубородительную землю...» и эти же ирмосы поются на катавасию. Евгений Сергеевич же решил на катавасию петь вторые ирмосы «Оземленивый море жезлом...», как более дополняющие и раскрывающие смысл праздника.

Также в новом Ирмологии под редакцией Е. С. Кустовского на странице 116-й помещаются ирмосы Покрову Божией Матери, певаемые на горе Афонстей. Думаю, что их так же можно употреблять, как более приличествующие празднику, вместо обычных ирмосов «Отверзу уста моя...» поющихся в течение всего года.

Кроме того, в богослужебных указаниях за какой-то год (не могу найти за какой точно) доводилось читать, что на Афоне в Богородичные двунадесятые праздники вместо обычных изобразительных антифонов полагается петь особые праздничные антифоны.

Так же в день Пятидесятницы на 9-й песни в Триоди и Типиконе припевов нет. Но Богослужебные указания приводят припевы взятые из нотной Цветной Триоди.

Думаю, Вам также будет интересно прослушать аудиозапись лекции по Церковному Уставу Клиросной школы при Киевском Свято-Ионинском монастыре:

Таким образом, с благословения настоятеля определенные уклонения от Устава не только позволительны, но даже, по-моему, желательны. Как всегда интересно узнать ваши мнения по этой теме.

2 комментария »

Ксения:

Полностью согласна с автором. Уверена, что практически ни один настоятель не будет возражать на такого рода уклонения. Спасибо автору за статью. Для малоопытных регентов, не равнодушных к Уставу, это очень важно. С уважением Ксения Казарина

[Ответить]

Елена Анатольина в ответ:

Спасибо, Ксения, за комментарий. Приятно знать, что статья понравилась. Только вот, к сожалению, отношение к Уставу как и у настоятелей, так и у регентов разное. Есть среди них люди, которые совершенно ничего не хотят менять, у которых не только творческий подход отсутствует, а даже элементарное соблюдение Устава. Не знают, и не хотят узнать. Служба идёт, и слава Богу! А как? — Какая разница.

Вот недавно услышала пример про одного такого настоятеля. Служит в селе по Общей Минеи на протяжение многих лет и говорит, а зачем тратить деньги на Месячные Минеи, если на вечерние службы всё равно никто не ходит. Наверное самое страшное в любом деле — это равнодушие! Ни в осуждение это говорю, а как повод лишний раз задуматься.

[Ответить]

9 Липня, 2013 | 10:23 am
Оставить комментарий

Comment