(Типикон)

уважаемые коллеги!
В помощь регенту
Чтобы увеличить шрифт
Нажмите "Ctrl" и "+"
Чтобы уменьшить шрифт
Нажмите "Ctrl" и "-"

Написать автору

Какой Вы регент?

Рассылки

Услуги

Категорії

Корзина

Эргономика рабочего места хористов

Четвер Лис 17, 2016

Каждому регенту стоит позаботиться об эргономике рабочего места для своего хора. В этой статье я дам некоторые рекомендации из собственного опыта, которые, надеюсь, будут полезны начинающим регентам и регентам новых храмов. Возможно и бывалые регенты найдут в этой статье что-то полезное для себя. Но главная цель статьи: пригласить всех к обсуждению данного предмета, ведь как говорится «одна голова хорошо, а две — лучше», и наверняка в обустройстве каждого хора есть какие-то свои особенности, которые могут быть полезны другим хорам.

Для начала обратимся к термину «эргономика». Эргономика (от др. -греч. ἔργον — работа + νόμος — «закон») — в традиционном понимании — наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест, предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда работника, исходя из физических и психических особенностей человеческого организма. Иными словами, эргономичное рабочее место — удобное пространство, когда всё под рукой.

Работа с хором предполагает две стадии работы: подготовительная, т.е. спевки (репетиции) и исполнительная, т.е. непосредственно пение во время богослужений и треб. Отсюда следует, что для успешной работы с хором желательно позаботиться об устройстве помещения для спевок и места, где хор размещается во время богослужений и треб.

Но начну я с рабочего места хора в храме. Думаю вам будет интересно узнать исторический аспект этого вопроса (печатаю здесь по данным Истории богослужебного пения. Учебное пособие. Составитель Б. Б. Лебедев): «Из истории христианской церкви известно, что в древней христианской церкви первые три с половиною века исполнителями богослужебного пения были сами члены той или другой общины, сам народ. Миланский эдикт (313) святого императора Константина Великого превратил христианство из религии гонимой в религию общедозволенную. А немного позже, при императоре Феодосии (379-395) она стает официальной и государственной. Вместо катакомб и подземных служений на гробах мучеников отныне воздвигаются величественные храмы, в которых богослужение проходит открыто на глазах язычников. Вместе с внешним усилением растет и внутреннее благоустройство Церкви, что проявляется в усовершенствовании богослужения, которое начинает принимать всё более торжественный характер.

С усовершенствованием богослужения, произошли изменения и в богослужебном пении, которое начинает принимать в это время всё более сложные формы. По-видимому, простому народу было уже не под силу стройно и благолепно исполнять некоторые части богослужения; поэтому в некоторых церквах, уже в начале установления чина литургии учреждаются отдельные певцы (псалты), обязанные выполнять богослужебное пение. Первые упоминания о певцах, как отдельном чине церковном, есть уже в Апостольских правилах. Наконец, Лаодикийский собор (367) постановил, что: «Кроме певцов, состоящих в клире, на амвон входящих и по книге поющих, не должно иным некоторым петь в церкви» (Прав. 15). По объяснению толкователя Вальсамона, этим правилом предоставлялось певцам только начальство над пением, но не запрещалось подпевать и народу.

Певцы стали поставляться в свое служение малым посвящением и особой молитвой. В отличие от поющего народа они представляли собой некую организацию со своим начальством и подчинением. Во время служения певчие облекались в белые стихари и размещались на двух клиросах.

Русь, приняв крещение в 988 г. от греков, приняла первоначально и греческое богослужебное пение, а следовательно и порядки, которые были заведены у греческих певцов. Поэтому на Руси клирики также облачались в короткие белые фелони и имели право петь на амвоне при совершении богослужения. Оба лика (хора) певцов стояли справа и слева перед низкой преградой, отделявшей алтарь от прочей части храма.  Иконостаса, как стены с иконами, отделяющей алтарь от прочей части храма, в этом периоде еще не существовало. Кроме того, некоторые песнопения исполнялись на амвоне. Этот амвон находился в средней части храма и представлял собою нечто вроде кафедры со ступенями с восточной и западной стороны. Восходить на  этот амвон, и там петь и читать имели право только те, кто имел посвящение в чтеца и певца. Некоторые песнопения, которые должны были исполняться одиночно, исполнялись на амвоне посвященным певцом. Подобным образом исполнялись и те песнопения, в которых народ припевал припевы или заключительные слова, причем певец-солист на амвоне давал для такого вступления народу рукой знак (хирономировал). Канонические певцы могли также на амвоне начинать-запевать те песнопения, которые за ними пел весь народ. Другие же песнопения, исполнявшиеся коллективно, пелись хорами певцов, стоящих по обеим сторонам пред алтарной преградой. На т. н. хорах певцы не пели. Верхние галереи в некоторых храмах предназначались не для помещения там певцов, но для женщин с детьми и для владетельного князя — почему  галереи эти иногда имели непосредственное сообщение с княжескими покоями (как, например, в св. Софии Киевской). У русских галереи, которые находятся над западной (особенно над притвором) частью храма и тянутся иногда и над северной, и над южной частью храма, получили название «полатей». Но значительная часть русских храмов из домонгольского времени не имеет этих галерей. Равным образом не имеют их и монастырские храмы; в храмах Афона имеется перед линией иконостаса по одной боковой апсиде, к северу и к югу; эти апсиды предназначаются для певцов и заменяют клиросы. Такое расположение певцов соответствует значению церковных певцов, как тоже совершающих богослужение вместе со священнослужителями, — а не как сопровождающих богослужение «музыкантов».

Нынешние «хоры», балкон над западной частью храма в некоторых современных русских церквах — позднейшего происхождения, т. к. обыкновение ставить там хор певчих появился не ранее конца XVII-го века под западным, католическим, униатским и  протестантским влиянием.

Основной причиной для этого стало введение итальянского стиля в богослужебное пение, предполагавшего концертный характер. Но «концерты, и вообще композиции итальянского стиля, требовали участия и женских голосов. Далеко не все владельцы хоров имели возможность содержать в своих хорах мальчиков. Тем более, что, несмотря на очень многие достоинства хоров с голосами мальчиков, мальчики в церковных хорах, особенно в хорах, содержащихся с коммерческой целью, были невыгодны. Едва только мальчик овладеет всем репертуаром, как у него наступает перелом голоса, и все труды по его обучению и выучке репертуара оказываются напрасными.

Но вводить женщину на клирос, чтобы она стояла там и пела среди мужчин, в то время считалось неприличным не только для церкви, но и для эстрады. Тогда нашли способ обойти этот обычай. Крепостных девок-солисток стригли, одевали их в мужское платье, и в таком виде ставили вместе с мужчинами на клирос.

Собственно, запрещения женщинам петь во время богослужения нет, хотя некоторые склонны усматривать такое запрещение в Послании Апостола Павла к Коринфяном: 1 Кор. 14, 34-35: «Жены ваши в церквах да молчат; ибо не позволено им говорить, а быть в подчинении... ибо неприлично жене говорить в церкви...», и на 1 Тим. 2, 11-12: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностию; а учить жене не позволяю».

Но даже при поверхностном чтении этих текстов делается ясным, что женщинам запрещается говорение, т. е. учительство или обсуждение разных церковных дел, но не запрещено пение в общине. Но, конечно, в те времена, когда женщины в храме стояли отдельно от мужчин (мужчины занимали правую часть храма, а женщины — левую; или мужчины — переднюю часть храма, а женщины — заднюю; или, как в некоторых храмах у греков — мужчины внизу, а женщины — на верхней галерее), стояние женщин на виду у всех, впереди, на клиросе, среди мужчин, было неуместным. Но зато, казалось, не было препятствий помещать поющих в хоре женщин вместе с мужчинами вверху на хорах, где такое смешение было скрыто от взоров предстоящих в храме. А предстоящие эти, увлекаясь концертным пением, чувствовали себя соответственно такой музыке, не столько в храме за богослужением, сколько в концертном зале».

Это был краткий (или не совсем краткий) экскурс в историю, целью которого было показать, что современное размещение хора на балконах в западной части храма, исторически не столь давняя традиция, главной задачей которой является скрыть хористов от взглядов прихожан.

В настоящее время в некоторых храмах также очень часто хоры размещаются справа и слева от алтаря. Но перейдем непосредственно к обустройству хоров.

И начнем, пожалуй, с мебели. Главной мебельной принадлежностью на хоре является аналой (высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы, книги и ноты). Этой части клиросного интерьера следует уделить предельное внимание, так как удобство аналоя решает как минимум три проблемы:

  1. Осанка хористов, которая очень важна для правильного дыхания без которого не бывает красивого звука, а следовательно и стройного пения.
  2. Чёткая видимость текста и нот. Как говорится, комментарии излишни.
  3. Удобство и быстрота при перекладывании книг и нот, что помогает устранить ненужные паузы между чтением и пением, а также избежать возможного при этом стресса.

И как следствие из всего этого: удобный аналой – залог позитивного настроения и стройного пения (разумеется в какой-то мере – не гарантирует, но способствует).

Прежде чем рассказать вам каким должен быть удобный аналой, я вам покажу неудобные аналои:

аналой1

Основное преимущество данного аналоя заключается в том, что его можно легко собрать и убрать за не надобностью. Также он легкий для переноски. Подобные аналои можно использовать для треб, для чтения паремий и как запасной (если не хватает основных аналоев). Для постоянного пользования он неудобен. И главное неудобство заключается в том, что в нём нет ограничителя для книг и нот, а значит их нужно будет постоянно придерживать рукой – в противном случае они будут съезжать и падать (если не успеешь подхватить).

Итак, первое условие удобного аналоя — наличие ограничителя для книг.

В этом аналое ограничитель есть, но он короткий. А значит, при необходимости положить две книги или две папки с нотами одну на другую и, учитывая тот факт, что богослужебные книги довольно-таки толстые, верхнюю книгу придется всё-таки придерживать.

Следовательно, второе условие удобного аналоя — широкий ограничитель (5-8 см).

 аналой5
 аналой4

В этом аналое ограничитель достаточно широкий, но этот аналой более подходит для размещения икон в храме, а не для клиросного употребления. Почему? Очень удобно наклониться и поцеловать икону, размещенную на таком аналое, но вот всю службу стоять наклонив голову, это не совсем удобно для правильной постановки голоса при пении и чтении. Т. е. в этом аналое неудобный угол наклона.

В удобном аналое угол наклона должен быть  45° — 55°

.

 В этом аналое угол наклона глубже, но и он неудобен для клироса, так как он очень широкий и будет занимать полезное пространство на хоре.

Кроме того, во всех представленных выше аналоях имеется только один ограничитель. На практике же хористам в течение одной службы приходится использовать несколько книг и папок, а значит придется постоянно менять книги, то верхнюю на низ, а нижнюю на верх, то обратно, и не две, а три-четыре или даже пять книг переставлять туда-сюда в течение службы. А ведь  нужно не только книги переставить, но и открыть нужную страницу (даже если там уже есть закладка, всё равно на это требуется несколько секунд).

Хорошо когда аналой имеет два ограничителя — один внизу, а второй посередине наклонной поверхности.

 аналой2
 аналой3

 При пении за этим аналой (а мне довелось петь за аналоем похожим на этот) хористы располагаются вокруг него, т. е. с четырех сторон и поют друг на друга, при этом кто-то обязательно становится задом к алтарю, что с одной стороны не благоговейно, а с другой, звук идет не в сторону алтаря, а назад, в сторону другого хориста. Поэтому и слышат хористы другу другу не совсем так, как при расположении рядом.

Для удобного аналоя достаточно одной наклонной плоскости.

Шестым условием удобного аналоя является наличие дополнительных полочек для книг и нот.

Если же территория клироса не отгорожена от общей территории храма, как это бывает во временных домовых храмах, то хорошо если нижняя часть аналоя представляет собой шкафчик с замочком мебельным или навесным.

Поэтому для своего хора я заказала аналой по чертежу, который составила сама. Вот такой:

Так что лично я могу порекомендовать всё же делать аналои на заказ, учитывая все изложенные мною рекомендации или же лишь те, которые актуальны для вас. Если же вам нравится мой аналой, то тогда воспользуйтесь готовым решением, скачав мой чертеж.

Второй мебельной принадлежностью на хоре является шкафчик для книг и нот — один или несколько — всё зависит от объема клиросной библиотеки и от площади клироса. Согласитесь, очень удобно когда все необходимые ноты и книги находятся на клиросе. Если же размер клироса не позволяет держать весь объем литературы на клиросе, то придется организовать по крайней мере место необходимое для текущей службы, а остальные книги и ноты хранить в отдельном помещении, и соответственно,  с одной стороны — носить их туда-сюда, с другой стороны — как бы чего не забыть. Чертеж шкафчика стоит разрабатывать учитывая размеры места для его размещения. В моем случае мы разместили шкафчики по бокам клироса. Они у нас низкие, так как своды клироса покатые, и высоту шкафчиков я рассчитывала исходя из высоты сводов. Зато благодаря тому, что там неудобно стоять, там удобно поместились целых четыре шкафчика, в которых кроме хоровой библиотеки могут еще и располагаться другие предметы необходимые хористам.

Наши шкафчики выглядят так:

Шкаф

Чертеж здесь. Но всё же лучше сделайте свой, удобный именно для вашего клироса. Возможная альтернатива шкафчикам — книжные полки.

Третий, необходимый элемент мебели — это лавки, стулья или табуреты. Как не крути, а хоть меня и восхищает пример преп. Марфы Каппадокийской (память 1 сентября и 4 июля по ст. ст.), которая не позволяла себе садиться в храме Божьем, но я всё же люблю присесть во время богослужения.

Еще одним удобным вариантом является длинная ступенька вдоль всей задней стенки клироса, которая сразу выполняет две функции, с одной стороны — роль длинной лавки на которой можно сидеть — при чем места предостаточно, с другой — на неё можно стать, составляя верхний ряд и нижний, что очень удобно при недостаточном количестве экземпляров нот или книг.

И последний необходимый на клиросе элемент мебели — вешалка для одежды.

Ну что ж, с мебелью разобрались. Следующее важное условие эргономики клироса — освещение. Тут возможны варианты, висящие лампы (одна или несколько) или настольные на каждом аналое — главное чтобы было удобно. т.е. хорошо освещался текст, чтобы все хористы четко видели.  Мы долгое время пользовались лампой на подобии этой:

lampa Она крепилась непосредственно к аналою. Аналой у нас был большой, одновременно выполнял роль шкафа для книг. А лампа удобна тем, что её можно разворачивать и наклонять как угодно.

Кроме электрического освещения клироса, необходимо также предусмотреть альтернативный вариант на тот случай, если электричество выключат. Это могут быть свечи (не забудьте про спички и подсвечники) или фонари (в рабочем состоянии, т. е. с активными батарейками). При чем находиться они должны в зоне ближайшей доступности. Думаю, тут всё итак понятно.

Также регенту следует уделить особое внимание климат-контролю на клиросе. На клиросе должен быть дополнительный обогреватель, если недостаточно тепло отапливается храм. Если в храме душно, то на клиросе должны быть форточки и/или вентилятор (нужно выбирать наиболее бесшумный). Важно также, чтобы не было сквозняков.

И последние важные мелочи в эргономике клироса. На клиросе обязательно должны быть: сосуд с питьевой водой и чашка (или одноразовые стаканы), шариковая ручка, карандаш, ластик, листы бумаги простые и нотные, закладки, и, само собой разумеется, — камертон. Удобно ещё иметь скотч и ножницы под рукой, чтобы вовремя подклеить разрывы в книгах. Не помешают степлер (со скобами естественно), маркер, коректор, планшет (я имею ввиду пластиковый на котором удобно писать, хотя возможен и электронный), файлы и стикеры. Возможно наличие небольшой аптечки. Желательно, чтобы все эти принадлежности имели свое конкретное место. И очень удобно прямо на клиросе иметь ксерокс для увеличения необходимого количества экземпляров нот и текстов песнопений.

Простите, что утомила вас длинной статьей. Надеюсь, что не зря вам всё это писала и вы почерпали для себя всё же какую-то ценность из данной статьи, а не только потратили время на её прочтение. Буду рада, если вы найдете время поделиться своими рекомендациями в обустройстве хора, написав комментарий к данной статье. А эргономике места для проведения спевок я посвящу свою следующую статью.

3 комментария »

Елена, спасибо Вам за Вашу Работу! Божьей Вам помощи и благословения!

[Ответить]

24 Листопада, 2016 | 5:06 pm
Тимченко Виктория:

Дорогая и родная Елена ! Низкий Вам поклон за все Ваши Благословенные труды,за все Ваши советы ,статьи , информацию,мне это ооочень помогает. Дай Господи Вам всевозможных Милостей и Щедрот, помощи Вам Божией и Покрова Матушки Богородицы !

[Ответить]

admin в ответ:

Спаси Господи! И Вам Бог в помощь!

[Ответить]

4 Липня, 2018 | 7:54 pm
Оставить комментарий

Comment