(свят. Василий Великий)

уважаемые коллеги!
В помощь регенту
Чтобы увеличить шрифт
Нажмите "Ctrl" и "+"
Чтобы уменьшить шрифт
Нажмите "Ctrl" и "-"

Написать автору

Какой Вы регент?

Рассылки

Услуги

Категорії

Корзина

Преподобный Лаврентий Черниговский

Четвер Січ 11, 2018

Прославление преподобного Лаврентия Черниговского в лике святых состоялось 9/22 августа 1993 года (этот день отмечается только Украинской Православной Церковью). Русской Православной Церковью чтится только день памяти преподобного — 29/11 января 1950 г.

Лука Евсеевич Проскура (мирское имя преподобного) стал регентом в 16-ть лет (по некоторым данным в 14-ть  лет) и нёс это послушание до конца своих дней.

Преподобный Лаврентий большую часть жизни провел в Чернигове, поэтому его и называют Черниговским. Родился он в 1868 году, в маленьком селе Карыльское Кролевецкого уезда. Необыкновенную любовь к Богу, к молитве он перенял от родителей — семья была очень религиозной. Начальное образование Лука получил в местной земской школе, где вьделялся среди учеников прилежанием и такими способностями, что в тринадцать лет стал помощником учителя. Кроме того, юноша обладал отменным слухом и хорошим голосом. Его пение в церковном хоре поражало многих. Талант от Бога, говорят о таких, а скромный Лука только пожимал плечами, он не очень любил похвалы и с юных лет считал, что на все воля Божия. Она-то и свела его с одним человеком, и эта встреча стала судьбоносной. Как-то Лука решил посетить городок Короп и там совершенно случайно познакомился с бывшим регентом императорского хора, который заметил в юном собеседнике искру Божию. А когда тот запел, у регента сомнений не осталось. Он предложил талантливому юноше освоить регентское мастерство. Лука согласился. Всего за год он научился не только управлять хором, но и играть на скрипке. Окрыленный музыкой, он покинул Короп и вернулся домой. Родное село с радостью встретило его. Родная церковь — тоже. Юноше не было даже шестнадцати лет, когда он стал в ней регентом. Больших денег эта деятельность не приносила, да Луке и не нужны были никакие материальные блага. Но у него очень болела мать (отец умер еще раньше), в семье были и другие дети, поэтому он вынужден был искать средства к существованию, чтобы поддержать родных. Так же быстро, как и игре на скрипке, Лука обучился шитью, и в семнадцать лет был уже известным портным. У него появилось много клиентов. К сожалению, его мать в скором времени умерла (случилось это где-то в 1890 г.). Лука решил было податься в монахи, однако брат попросил его остаться с семьей, хотя бы на первое время. Лука внял этой просьбе, но в его душе уже твердо вызрело решение стать монахом. В этом видел он свое предназначение и понимал, что таким образом сможет принести больше пользы, чем если останется в миру. Народная молва свидетельствует, что со своим другом Сименоном, тоже одержимым идеей монашества, Лука пытался поступить в Киеве в Духовную семинарию, но ему было отказано. Говорят также, что они побывали и на Афоне — Сименона приняли в прославленный Афонский монастырь, а Луке один из старцев сказал: «Езжай в Россию, там нужен будешь». Пришлось ему возвращаться в родное село, там он снова стал управлять церковным хором. Слава о талантливом регенте распространилась за пределы села. Луке предложили стать регентом хора в Рыхловском Никольском монастыре (этот монастырь был ему хорошо знаком — с юных лет Лука ходил туда, за двадцать километров от своего села, на богомолье). И этот хор стал известен далеко за стенами монастыря. Люди приезжали издалека, чтобы его послушать. Покорил он и епископа Черниговского Антония — тот замер, услышав этот божественный хор. Антоний по заслугам оценил работу регента и дал указание направить его в Черниговский Троицкий архиерейский дом, где он должен был возглавить хор и стать послушником Свято-Троицкого мужского монастыря. Вот так благодаря своему таланту Лука оказался в Чернигове (это случилось около 1905 г.), где и провел всю свою жизнь, где пережил революцию и войну и где снискал славу замечательного духовника. Лука оставался регентом хора, много молился, соблюдал все церковные предписания. Он был образцом чистоты и кристальной веры. В 1912 году, когда Луке уже исполнилось сорок пять лет, воплотилась наконец-то в жизнь его заветная мечта — он стал монахом. В монашество он был пострижен под именем Лаврентий. В 1914 году Лука-Лаврентий стал иеродиаконом, а через два года — иеромонахом. В 1928 году Лаврентий был возведен в сан архимандрита. — Все это время, до закрытия монастыря во второй половине 20-х годов, он не покидал своего хора. Кроме того, в ведении отца Лаврентия находилось достаточно большое монастырское книгохранилище, которое он ревностно оберегал. С появлением в Троицком монастыре отца Лаврентия туда стало приезжать все больше людей, и не только затем, чтобы послушать пение хора. Приезжали к нему как к хорошему духовнику, который словом мог наставить на путь истинный.

Отец Лаврентий очень любил людей, относился к ним с состраданием и всегда был готов помочь им. Люди тянулись к нему и получали заряд положительной энергии. Даже высокопоставленные церковные чиновники прислушивались к мнению отца Лаврентия и не стыдились обращаться к нему за советом. Рассказывали, что он обладал даром предвидения.

Предвидение или что-то иное подсказало, но с 1918 года отец Лаврентий вместе с отцом Алипием начали на Троицких горах копать пещеры, в которых должны были расположиться скромные храмы для совершения богослужений — так они уводили православие в подполье, как бы предвещая, что долгие годы оно там и будет находиться (в аллегорическом смысле). Отец Лаврентий и отец Алипий работали по ночам, а днем молились и неукоснительно выполняли свои обязанности в монастыре. Их идею поддержали послушники монастыря и многие прихожане, которые оказывали посильную помощь. Благодаря такой поддержке работа завершилась до наступления зимы 1919 года, и в конце ноября подземные храмы были освящены и в них начали проводиться богослужения.

А во второй половине 20-х годов советская власть решила вообще закрыть Троицкий монастырь — не только подземную его часть, но и наземную. Отец Лаврентий остался без крова над головой, без своего прославленного хора и без любимого дела. Бытовые трудности страшили его меньше всего — он быстро обжился в убогом полузаброшенном домике. Гораздо больше его печалило закрытие храма, роспуск хора. Но его душа желала славить Господа, нести слово Божие людям. В течение двадцати лет он проводил богослужения в маленьком Свято-Ильинском храме — конечно, это был не Троицкий монастырь, но люди шли сюда так же охотно, ведь их духовник был с ними и мог поддержать в трудную минуту. Его богослужения были исполнены неугасимой верой. Отец Лаврентий строго придерживался православных канонов и был категорически против сокращений богослужений.

Если «сергианскую» церковь советская власть еще терпела, то за причастность к тихоновской можно было получить не только долгие годы лагерей, но и быть приговоренным к смертной казни. Лаврентий Черниговский чудом избежал этой участи. В доносе на него в Черниговское ГПУ было написано: «Столпом ИПЦ является игумен Проскура Лаврентий… Проскура по своим взглядам является крайним реакционером и… когда поминают в церкви Сергия, то Проскура затыкает себе уши, это характеризует отношение его сторонников к легализованному церковному управлению, отсюда его отношение и к советской власти». В середине 1936 году было арестовано практически все черниговское духовенство, причислявшее себя к столь ненавистной для советской власти ИПЦ. Одного из обвиняемых расстреляли, других сослали в лагеря. Только отец Лаврентий остался на свободе. Его помиловали, как было зафиксировано в протоколе, «в связи с его старческим возрастом (68 лет)». Хотя сам Лаврентий немощным и старым себя не считал — он знал, что ему понадобится еще много сил, чтобы преодолеть все невзгоды, выпавшие на его долю. В конце 30-х годов сергиане выжили его из храма (да и сам Свято-Ильинский храм вскоре был закрыт). Отец Лаврентий тяжело переживал это событие, но тем не менее продолжал молиться за людей, взявших на душу такой грех. Он самоотверженно хранил книги по богослужению и ноты, по которым пел когда-то его прославленный хор. Миряне нередко спрашивали батюшку, зачем он хранит все это, разве при таком положении вещей, когда закрывают храм за храмом, ноты еще могут понадобиться. «Конечно, — спокойно и уверенно отвечал Лаврентий, — будем еще читать и петь». Он поселился у одной из своих духовных дочерей, в тесной комнатушке. Люди шли и шли к нему, хотя он теперь принимал их только по ночам, чтобы не выдать ни себя, ни их. Он по-прежнему помогал им, всегда готов был поддержать их веру, призывал быть сильными и не поддаваться искушениям. В те тяжелые годы, когда вера была забыта, его наставления были очень важны для верующих. Они помогали пережить им тяжелые годы. Одна из прихожанок предоставила свой двор для создания «катакомбного» храма, где мог бы проводить богослужения отец Лаврентий, — была вырыта пещера, в которую прихожане попадали из погреба. Такая маскировка была необходима. По ночам Лаврентий совершал в этом пещерном храме литургию.

В 1941 году Чернигов был оккупирован, и немецкое командование, стараясь завоевать расположение местных жителей, позволило открыть православные храмы, в том числе и Троицкую обитель. Поскольку она была полуразрушена, требовалось срочное восстановление. Отец Лаврентий, выйдя из своего «подземелья», вмиг собрал вокруг себя верующих, и они всем миром приступили к восстановлению храма. Сам Лаврентий принимал активное участие в строительных работах. Многие удивлялись, откуда у старика такая сила. Но он мог помочь не только силой. Монахини рассказывали, что, когда дело не ладилось, отец Лаврентий мог просто подойти и перекрестить проблемный участок — и все сразу шло на лад. Прошло совсем немного времени, и о. Лаврентий открыл в Свято-Троицком монастыре женскую обитель. В ноябре 1941 года он провел первое богослужение в церкви Феодосия, которая ютилась под Троицким собором. В 1942 году уже был освящен и главный престол Троицкого собора. Лаврентий к тому времени собрал хор. У всех присутствующих на освящении захватывало дух: разгар войны — и прекрасное пение возносится к куполам, дарит радость и покой, а все вокруг насыщается всеобъемлющей любовью. Люди тянулись в храм, тянулись к Лаврентию, так им было легче сносить невзгоды войны. Прозорливые советы старца и в войну не раз спасали людям жизнь.

Жители Черниговщины с нетерпением ждали освобождения от немецких захватчиков, радостно встречали Красную армию. Верующие надеялись, что теперь, после того как всем вместе пришлось испытать такое горе, атеисты, стоявшие во главе советского правительства, не будут мешать им молиться в храмах и возносить хвалу Богу. Осень 1943 года принесла черниговцам освобождение от фашистов и… новые гонения на церковь со стороны советской власти. Чаша скорби не была выпита до дна. Едва дав людям отдышаться после нацистских бесчинств, советская власть снова вернулась к репрессиям, тюрьмам, расстрелам. Зимой 1943 года была учинена расправа над сподвижником отца Лаврентия отцом Алипием — ему бросили под ноги гранату. Отцу Лаврентию снова чудом удалось избежать смерти. Он продолжал исправно вести богослужения, воспитывать своих духовных чад, молитвой исцелять физические и душевные болезни. Рассказывают, старец иногда даже играл прихожанам на скрипке. Сестры Свято-Троицкого монастыря, да и все прихожане храма души не чаяли в своем духовном наставнике, внимали каждому его пророческому слову. После войны отец Лаврентий стал еще больше говорить с людьми о том, что скоро наступят «последние времена», когда к власти придет антихрист. «Духовенство увлечется мирским суетным богатством. Они будут иметь машины и дачи, будут посещать курортные места…» — пророчествовал старец. Он говорил, что храмы будут поражать дорогим убранством, только не будет в них уже слова Божиего. Причем он утверждал, что это наступит очень скоро, как и всеобщие выборы антихриста, и говорил молодым монахиням, что они вполне могут дожить до тех времен. Тем временем силы уже покидали его. За полгода до смерти он отказался от хлеба, оставив в своем рационе только овощи. Как-то летним днем сказал, что ему осталось жить ровно полгода — и этот прогноз вскоре подтвердился. В конце 1949 года болезнь совсем подкосила отца Лаврентия, он уже не мог самостоятельно дойти до храма. Но пока были хоть какие-то силы, он стремился к пастве, которой был нужен, — любимого батюшку подвозили в церковь на лошади. Девятнадцатого декабря отец Лаврентий посетил последнюю литургию. И окончательно слег. Даже находясь при смерти, совсем ослабев, он не переставал молиться, просил своих духовных чад не сходить с православного пути. И много говорил о том, что грядет, снова и снова призывая не поддаваться словам Антихриста. Он искренне плакал и жалел тех, кто живет во грехе, кто допускает нечистые мысли и проливает кровь ближних. Отец Лаврентий предсказывал, что разразится третья мировая война, которая «будет не для покаяния, а для истребления». Но в то же время славянским землям он пророчил небывалый духовный подъем… На Крещение в 1950 году Лаврентий Черниговский покинул грешную землю. Лишь незадолго до его смерти стало известно, что он еще в 1923 году тайно принял схиму (монашеский обет вести особо суровый, аскетический образ жизни). Это было настолько сокровенным, что отец Лаврентий никогда и никому не рассказывал об этом. Старец заранее приготовил себе дубовый гроб.

Лаврентий не раз говорил, что хочет быть похороненным не в храме, а на обычном кладбище, рядом с простыми православными, чтобы во время Страшного суда «встречать Судию со всеми вместе». Однако похоронен он был все-таки в усыпальнице родного Свято-Троицкого монастыря, которому отдал все свои силы. Прощаться с добрым старцем приходили со всей округи, и каждый поминал его добрым словом. Впоследствии многие верующие считали своим долгом помолится возле могилы Лаврентия Черниговского, и каждый год совершались панихиды по нем. Но в 1962 году монастырь был закрыт, усыпальница заброшена, традиция забыта. Однако люди все-таки не забыли отца Лаврентия. А в 1993 году вспомнила о нем и официальная церковь — схиархимандрит Лаврентий Черниговский был причислен к лику святых. Поклониться его мощам теперь может каждый, посетивший Троицкий собор в Чернигове.

Преподобный оставил наставления регентам и певчим, некоторые из них вы могли видеть в шапке сайта (там же слева размещена икона Лаврентия Черниговского), а я их повторю еще раз здесь:

Батюшка был ревнитель и поборник Православныя Веры, Церкви и Ея правил и уставов. И не так, как написано в житии, что Батюшка был недоволен на владыку Бориса за то, что вместо будничной службы — полиелейная, а вместо полиелейной — всенощная. Сильно недовольствовал схиархимандрит о. Лаврентий на владыку за сокращение церковных служб. Батюшка говорил, что труднее было написать, чем пропеть и прочитать.

Недоволен был тем, что не прочитают псалом, а без страха Божия кричат: «Слава», а на Литургии прервут молитву ко Святому Причастию, открывают Царские Врата, чтец кощунственно кричит, не окончивши молитву: «Аминь», а священнослужитель: «Со страхом Божиим»… И тут разве страх Божий? Тут не благоговение, а небрежение и бесстрашие Божие. Такие священнослужители сами не спасаются и не дают другим.

Вместо недостойных священнослужителей служат Ангелы, говорил Батюшка. Архиереи и священники, любители сокращать службы церковные, пойдут в вечный огонь, а верующие будут спасены молитвой, постом и добрыми делами.

Батюшка очень сожалел, что сокращают церковные службы, и верующие поэтому их не посещают и не ходят в церковь. Горе, горе таковым служителям Святаго Алтаря — вечный огонь и такова тьма.

«Будут из вас некоторые петь и в Москве артистами (было и это), поэтому учите хорошо ноты. Они будут петь по знанию, а вы с благодатью. И вас будут любить». И строго наказывал, чтобы учили ноты. И мы старались. По молитва Батюшки всё сбылось. И нас всюду любят.

Нужно учить ноты, потому что пение в церкви это самое дорогое послушание. Матерь Божия любит певчих. И почти всегда вспоминал Батюшка о пении. Он благословлял всех ходить на клирос, даже «безголосых» и «безслухих», но по его молитвами они приучались петь.

Обычно регенты дирижируют, стоя лицом к хористам, и значит, спиной к иконостасу, если хоры устроены в западной части храма. Но о. Лаврентий всегда обращен был лицом к алтарю, а певчие располагались симметрично полукругом по обе стороны, он же был в центре. Не бросались в глаза резкие, порывистые движения руками и большие взмахи, не подымал он высоко рук, но была четкость в управлении хором. Порой создавалось впечатление, то правая рука воспроизводит благословение. Очень редко он повышал голос, делая замечания ошибавшимся в пении, не было у него раздражения, и никто не испытывал обиды. А как он ценил тех, кто старался, и особенно, кто имел хороший голос.

Преподобный Лаврентий Черниговский оставил пророчества и о современных нам событиях, которые вы можете без труда найти в интернете.

По благословению Предстоятеля УПЦ Митрополита Владимира Киевского и всея Украины телеканалом НТН и агентством «Профи ТВ» в рамках многосерийного телевизионного сериала «Святые и праведники ХХ века» в 2013 г. снят новый документальный фильм «Преподобный Лаврентий Черниговский», который предлагаю вам просмотреть:

А также прослушайте песню Валерия Малышева посвященную святому Лаврентию Черниговскому:


2 комментария »

Спасибо. Жития Святых регенту надо знать всенепременно.

[Ответить]

15 Січня, 2018 | 4:16 pm
Ирина:

Спаси Господь!

[Ответить]

20 Лютого, 2019 | 7:58 pm
Оставить комментарий

Comment